Конспект интерактивного занятия Путешествие в русскую деревню


310515698500
Тема: «Ознакомление дошкольников с бытом русской деревни»
Цель:
Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.  Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
Развивающая: развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Воспитательная: вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к быту русского народа. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, прихват, кочерга, колодец, топка, лапти, лыко, лучина.
Ход занятия:
Слайд 2 (потайные картинки)
3581401016000
В: на прошлой встрече мы проводили домовенка Кузю в его деревню. Давайте вспомним, как это было! Где жили люди, пока они не научились строить деревянные дома?
Д: ответы.
В: почему люди начали строить деревянные избы?
Д: ответы.
В: почему люди жили большими группами?
Д: ответы.
Сдайд 3
4057651206500 В: чем занимались мужчины деревнях?
Д: ответы.
В: ребята, скажите, как называются люди, которые ловят рыбу?
Д: ответы.
В: ребята, скажите, а как называются люди, которые охотятся? Д: ответы.
В: ребята, скажите, а как называются люди, которые занимаются строительством?
Д: ответы.
В: ребята, скажите, а как называются люди, которые защищают свой дом, свою Родину, свою землю?
Д: ответы.
Слайд 4
52959034925В: давайте мы с вами поиграем в игру «Кому что нужно?». Вам необходимо распределить предметы и инструменты необходимые для охотника, рыбака, строителя и защитника
Д: выполняют действия на интерактивной доске.
53911528067000 Слайд 5

В: а чем занимались женщины?
Д: ответы.
Слайд 6 (потайные картинки)
5772153556000 В: как называлось ограждение вокруг деревни?
Д: ответы.
В: но в других странах, люди делали каменное ограждение. Как вы думаете, с чем это связано?
Д: ответы.
В: это зависело от местности где жили люди. В нашей местности растет много деревьев и заборы делались деревянными, а где-то горная местность и ограждение было каменным.
Слайд 7
577215571500В: молодцы! А сегодня домовенок приглашает нас заглянуть в русскую избу и посмотреть, как же люди обустраивали свое жилье!
Д: просмотр видео ролика «Русская изба».

Слайд 8
596265254000В: В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
В: Ребята, а что нужно сделать, чтоб печь дала тепло и в ней можно было приготовить пищу?
Д: ответы.
В: в печке, было большое отверстие – топка, куда закладывали поленья. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. В русской печи, в чугунках очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Слайд 9
5168908191500В: ребята, а давайте вспомним, что нужно сделать человеку, чтоб на его столе появился хлеб? И поиграем в игру «Логическая цепочка». Вам необходимо собрать последовательно картинки в две таблицы, в первой таблице будет цепочка – прошлого, а во второй таблице – цепочка настоящего.
Д: - собирают цепочки из картинок на интерактивной доске.
В: молодцы! Действительно, нудно много сил приложить для того, чтоб на столе появился хлеб. Ребята, так было в прошлом, а как сейчас, в наше время появляется хлеб на нашем столе.
593090284480Слайд 10(потайные картинки)
В: Но для того, чтобы приготовить пищу, женщине, необходимо принести воды из колодца.
В: а что такое колодец?
Д: ответы.
В: да, колодец, это глубокая яма, на дне которой, чистая, холодная вода. И чтоб женщине было легче принести ведра с водой, люди придумали специальное приспособление – коромысло. Это длинная, изогнутая палка на концах которой крюки. Женщины набирали в колодце в ведра воду, вешали на крюки на коромысле, которое одевали на плечи и несли в свой дом.
В: ребята, приготовил для вас игру: «Кто быстрее». Вам нужно намотать нитку на палку чтоб поднять ведерко с «водой» из колодца.
Д: выполняют действия.
Слайд 11(потайные картинки)
5930907874000В: ребята, посмотрите, это приспособление называется ухват. Как вы думаете, как хозяйка его использовала?
Д: ответы.
В: да, ухват служил для того, чтобы доставать из печи горячий чугунок.
В: а кто знает, что такое чугунок? И почему его так называют?
Д: ответы.
В: чугунок – это такой сосуд, который сделан из прочного, тяжелого металла – чугуна, который долго держит тепло, и еда в нем сохраняется долгое время горячей.
Слайд 12
6438904127500В: Кузя, а мы с ребятами знаем, что огонь очень опасен! Давайте расскажем нашему гостю какую опасность и беду несет огонь!
Д: ответы.
В: правильно, если неаккуратно обращаться с огнем, случится пожар и сгорит весь дом! При пожаре могут погибнуть люди и домашние животные! Напомните домовенку, кто помогает нам, устранить пожар и по какому телефону мы звоним, обращаясь за помощью?
Д: ответы
В: мы с вами перечислили причины возникновения пожара в квартире и вспомнили кто помогает нам тушить пожар.
Слайд 13 (потайные картинки)
5168906413500В: а давайте подумаем, какие причины пожара возникают в деревне, в избе?
Д: ответы
В: главным источником пожара в избе, была печь, а точнее угольки, которые случайно выпадали из топки и загорались на деревянном полу. Многие люди издавна знали об опасности, который несет огонь, и чтоб не допустить беды в свою избу закрывали топку заслоном, который был сделан из железа. Заслон предотвращал случайный выход огня из печи. Но если все же случался пожар, сбегались люди со всей деревни и ведрами тушили горящий дом.
42799027559000Слайд 14
В: ребята, вы наверное устали? И вот к нам в гости прилетели капельки воды, чтоб немного с вами отдохнуть и делать небольшую зарядку! Вставайте на ноги и повторяйте движения за капельками!
Д: выполняют движения.
Слайд 15 (скрепка)
580390482600В: Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, обязательно в каждой избе были прялки, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, а мужчины плели корзины из прутьев и лапти из лыка. Долгими зимними вечерами горела на столе лучина – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».
Д: прослушивая песню, выполняют движения под музыку.
В: а может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Д:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
Хорошо прядёшься – весело поёшься.
5549902851150Слайд 16
В: ребята, посмотрите на экран и назовите предметы мебели, которые вы видите в избе.
Д: стол, лавки, полки, сундуки.
В: да, в те времена в домах было мало мебели и делали ее из…
Д: ответы
В: и посуды тоже было очень мало: ложки, тарелки, кружки, которые тоже были вырезаны из дерева.
Слайд 17
63978320955В: большой стол стоял посреди комнаты, а вокруг стола лавки. За этим столом собиралась вся семья от мала до велика. На столе – посуда.
В: давным – давно был такой обычай: первым начинал прием пищи самый старший член семьи, то есть это был либо дедушка, либо папа, и сидел он во главе стола, а затем уже все остальные.
Слайд 18
631190-3175В: на этом наше путешествие с домовенком Кузей заканчивается и напоследок он приготовил для вас задание: вам нужно, открыть все карточки по парам, на одной карточке будет изображен предмет старины, а на другой – предмет современности.
Д: выполняют действия на интерактивной доске.
В: молодцы! Вы отлично справились с заданием! Нам пора покинуть избу, но Домовенок Кузя с нами не прощается, он ждет от нас рисунков, которые вы нарисуете для него, на которых изобразите то, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии! Мы их сложим в конверт и вышлем ему в деревню!