Урок-путешествие А.Экзюпери Маленький принц. Путешествие по планетам.

ТЕМА УРОКА
А.де Сент- Экзюпери. « Маленький принц».Путешествие Маленького принца по разным планетам.
Постижение главных жизненных ценностей: радости человеческого общения, красоты и доброты,
верности и ответственности за все окружающее.

ЦЕЛЬ:
Осознать и осмыслить идейное содержание сказки, вместе с героем понять мир взрослых; учить делать выводы из собственных наблюдений, размышлять о вечных вопросах человеческой жизни; развивать творческие способности и художественную фантазию; воспитывать интерес к произведениям философского содержания.

ТИП : Урок- путешествие
Компетентность: Саморазвития и самообразования.
Оборудование: Портрет, рисунки планет, афоризмы.

Ход урока
І.Актуализация опорных знаний учащихся.Объявление темы и цели урока.
Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.
- Я расскажу вам притчу о счастье.
Притча о парне и счастье
    Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.
    К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?". "Выбраться отсюда", - ответило Счастье.
    Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой.
    А Счастье побежало за ним.
Давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов.
- Когда человек бывает счастлив? (Когда знает, что он кому- нибудь может быть полезен)
- Был ли счастлив Маленький принц?
- Чему учит читателя сказка о принце? ( Счастливым можно чувствовать себя лишь тогда, когда есть ради чего или кого жить)
- Какова идея сказки? Мне хочется увидеть как с этим заданием справилась Марина.
( Презентация)Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.
Маленький принц- символ ребенка вообще .Он воплощает в себе вечно живую частицу человеческой
души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Он пытается понять мир взрослых, постичь простую истину: счастливым можно чувствовать себя лишь тогда, когда есть ради кого жить. ОДНИ ТОЛЬКО ДЕТИ ЗНАЮТ , ЧТО ИЩУТНужно пустить в свое сердце добро и зло уйдет само по себе.

Маленький принц. Каким мы его видим?( проверка д.з.- сенкан)


Сейчас я зачитаю вам небольшое высказывание .Мне бы хотелось , чтобы вы внимательно послушали его и высказали свое мнение.

Человек подобен сосуду,
если выходит из него зло,
то внутрь втягиваются наказания,
если выходит добро,
то его наполняет БЛАГО.

В сказке много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни.

- Что же понял Маленький принц, путешествуя и знакомясь с разными обитателями маленьких планет? Наши независимые эксперты побывали там же и готовы предоставить информацию.
Хочется поскорее услышать их сообщение
Прошу творческой группе подготовится
И если вы не против, сегодня я возьму себе в помощники Виталия. Он поможет мне оценить
вашу работу на уроке.
ІІ.Восприятие учащимися учебного материала
Предоставляю ему слово
Цель урока: Осознать и осмыслить идейное содержание сказки, вместе с героем понять мир взрослых; учить делать выводы из собственных наблюдений, размышлять о вечных вопросах человеческой жизни; развивать творческие способности и художественную фантазию; воспитывать интерес к произведениям философского содержания.
Кто хочет дополнить?
В то время как эксперты будут зачитывать результаты исследований, прошу пресс- секретарей и аналитика все обобщить и сделать выводы.
Пожалуйста. Мы слушаем
1 П.Мы назвали « Планета полноправного монарха».Там жил один- единственный король, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отдавал только разумные приказания».Он считал,что мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем повелевать.
- Какие истины открылись вам и Маленькому принцу на этой планете?
С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
Власть прежде всего должна быть разумной.
Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя ,значит, ты
поистине мудр.
- Как относился Маленький принц к королю и его приказаниям? ( он показал себя здесь взрослым
и мудрым- стр.259) Молодцы.Спасибо.Следующий.

2П. « Планета тщеславия» Там жил Честолюбец. Справка.( читаем в толковом словаре)
«Честолюбец излишне честолюбивый человек. Честолюбие -жажда известности, почестей, стремление к почетному положению» И еще: «Тщеславие высокомерное стремление к славе, почитанию. Тщеславныйлюбящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства».
- Почему Маленькому принцу вскоре наскучил этот человек?
( Он любил только себя . Думал, что « всех красивее, наряднее, всех богаче и всех умней»)
- Почему Честолюбец не мог стать другом М.п?
(Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал)
Самая сложная профессия на земле – быть человеком
- Предлагаю вам подумать и записать: каким должен быть настоящий человек.А если вы затрудняетесь, то подумайте каким должен быть настоящий друг? У вас на столах лежат листы( подберите прилагательные)Я думаю,у вас получится.

Ч- честным, чутким
Е – естественным
Л – любезным
О – отважным, отзывчивым, обходительным
В – верным, вежливым
Е – естественно
К – корректным
Мы немного устали .Чтобы достичь дальнейшего успеха- немного отдохнем.
Следующий.

3 П. « Планета одного дня» Здесь жил пьяница. Человек не думал о будущем. Он жил одним днем.
- Почему он пил?
( « Он пил, чтобы забыть, что ему совестно пить». Человек без силы воли)

- Вы его осуждаете?
Молодцы. Спасибо. Следующий.
4 П. « Безсмысленная планета» Жил деловой человек. При появлении Маленького принца даже головы не поднял. Он владел звездами, потому что до него « никто не догадался ими овладеть».
Считал, пересчитывал, клал бумажку с написанным количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от этого не было никому никакой пользы.
- Что сказал М п. дельцу?
( Забавно, но не так уж серьезно – стр.261)
Попробуйте ответить на мой вопрос.
- Мог бы делец стать бизнесменом если бы жил в наше время?
Спасибо. Следующий.
5 П. « Планета звезд» Там жил ( расшифровать) - Фонарщик. Она самая маленькая. Фонарщик зажигал и гасил фонарь, потому что был такой уговор. Казалось, что засыпают или рождаются звезды.
- Фонарщик был ленивым?
( Нет. М п эта работа показалась даже полезной)
- Почему?
( Думал не только о себе)
- Почему М.п все- таки не подружился с фонарщиком?( стр 262)
Спасибо. Следующий.
6П. «Недолговечная планета» Там жил географ.
- Как географ объяснял свою деятельность?
( Он географ, а не путешественник. Он записывал рассказы путешественников и проверял их достоверность, фиксировал то , что никогда не меняется, и не фиксировал то, что должно скоро исчезнуть)
- Что дало М п. знакомство с географом?
( Он понял, что краса и радость недолговечна. Нужно не только любоваться ею, но и беречь.)
- Географ не хочет отпускать Маленького принца. Как ему поступить?
Молодцы. Спасибо.
Сейчас попробуйте подумать: какие выводы вы сделали для себя, путешествуя по планетам.( одна группа записывает в тетради , а другая озвучивает у доски)
Слово творческой группе
1П. По первой планете можно сделать такой вывод:
Только разумные приказания исполнимы. Чтобы слыть мудрым, надо быть честным по отношению к другим. Надо уметь судить свои поступки. И для этого не нужно какого- то определенного места.
Спасибо. Следующий.
2П. По второй планете можно сделать такой вывод:
Чтобы услышать другого надо забыть о себе- тщеславие губительно.


3П. По третьей планете можно сделать такой вывод:
Взрослые очень, очень странный народ. Люди , без силы воли, не понимают « в чем смысл жизни». Им нужно пытаться восстановить жизненные позиции.
Спасибо. Следующий.

4П. По четвертой планете можно сделать такой вывод:
Собственность делового человека бессмысленна. Если ты чем- то занимаешься, то это должно
приносить пользу.

5П. По пятой планете можно сделать такой вывод:
Думать о других- цель существования.
Спасибо. Следующий.

6П. По шестой планете можно сделать такой вывод:
Наука географа была бездушной. Географ, изучающий моря, реки, города, горы и пустыни и
незнающий, находятся ли они на его планете. Краса- недолговечна, береги ее!

- На какой планете вы хотели бы задержаться и почему?
Спасибо .Слово аналитику.( график)
Вернемся к нашему сосуду. Это сосуд мудрости. Попробуем озвучить мудрые высказывания, которые находятся в сосуде.( Каждому достается по афоризму. Дети зачитывают и комментируют)

ІІІ.Подведение итогов урока
( Слово ведушему ученику)

Прослушав выше сказанное я сделал вывод:

Планеты- состояние человеческой души. Каждая планета повествует о самом главном в жизни каждого .О том, что отличает человека от других живых существ.
ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ РОСКОШЬ НА ЗЕМЛЕ – РОСКОШЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу.

-Кто хочет дополнить?
- КАКУЮ ЕЩЕ ПЛАНЕТУ ДОБАВИЛИ БЫ ВЫ ?
Мы не приходим в этот мир добрыми или злыми. Перед нами всегда стоит выбор: какими нам быть.
Это как чаша весов.
Обратить внимание на эпиграф
Каждый из нас – сосуд , наполненный целебной, насыщенной, ароматной жидкостью.
Сам сосуд, жидкость и ее состав индивидуальны и даны нам при рождении. У каждого сосуд заполнен по- своему, в нем – наши особенности , наши таланты, наши предпочтения и предрасположенности.
Перед вами сосуд .Он пуст. Мы с вами путешествовали по шести планетам . На седьмой планете
Земля М п начал обретать мудрость. А вот чему научили его и вас эти планеты? На сколько ваш
сосуд заполнится сегодня? Заштрихуйте любым цветом, а на следующем уроке мы продолжим работу.( заштриховали и прокомментировали) Мне хотелось бы, чтобы ваш сосуд был заполнен только хорошими качествами человеческой души, а это: доброта, отзывчивось, взаимопомощь, любовь,уважение.( показали)
Я вижу, что ваши сердца открыты для добрых дел. Я уверена, что в будущем вы станете хорошими
людьми. Я хочу подарить вам частичку своего сердца.


(А. Барто “Дарю тебе сердце”).
Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй где угодно, Ходи с ним повсюду. Рисуй, что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым.
Ну а будут ли ваши сердца чистыми и открытыми для людей- зависит от вас.Совсем скоро вы войдете во взрослую жизнь. Вы станете выпускниками. У вас на партах лежат маленькие сердечки.
Напишите: Каким истинам вы хотели бы следовать в дальнейшем?( после запечатали в конверт)
Это вы прочтете на своем выпускном вечере.

Мне хотелось бы, чтобы в ваши сердца никогда не попадали осколки от волшебного зеркала Снежной королевы.

ІY.Д.З: Перечитать главы, повествующие о пребывании М п на планете Земля.
Записать в тетради выражения, ставшие афоризмами.
Творческое задание.
Написать письмо М п .
Письмо Мп летчику.







15