Конспект занятия по ФЭМП Поездка на стойбище


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
План-конспект по ФЭМП
Тема: «Поездка на стойбище».
Тип занятия: комплексноеВозрастная группа: Дошкольный возраст (5 лет - 6 лет)
Цель: сформировать умение овладения действиями замещения при отборе требуемого количества предметов
Задачи:
Образовательные:Развивать умение овладения действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счета) c использованием условной мерки и способа моделирования. Формировать представления о коренном населении, проживающем в округе.
Развивающие: Развивать разговорную речь, умение правильно строить предложения, отвечать на вопросы. Развивать познавательные процессы (внимание, зрительно-слуховую память, мышление);Воспитательные: Воспитывать желание больше узнать о родном городе, о людях разных национальностей, живущих в нем. Воспитывать желание больше узнать о коренном населении, проживающем в округе.
Оборудование: демонстрационный материал: игрушка – собака, мультимедиа-проектор, экран, презентации к занятию, видеоролик к физкультминутке, варежка народов ханты, вышитая бисером. Раздаточный материал: 7-8 наборов оленей и саней, сделанных из бумаги на каждую пару детей; 10 фишек на каждую пару детей; набор карточек-схем по сюжету легенды на каждого ребенка; варежка, элементы хантыйского орнамента, вырезанные из цветной бумаги на каждого ребенка; клей ПВА; кисточки; салфетки.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций по теме: «Ханты-Мансийский округ-Югра», беседа по теме: «Население нашего округа», проведение подвижной игры народов ханты «Поймай оленя» на прогулке.
Ход НОД:
Этап Время Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент 1’ Приглашение к занятию. Нацелить детей на то, чем мы будем заниматься. - Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретился одинокий и грустный пес – Снежок. Он потерял друга и хочет его разыскать, поможем ему?»
(Детям необходимо вспомнить, как поступают настоящие друзья и отправиться на улицу города с похожим названием).
- Правильно. И каждый год на ней проходит большой праздник, где собираются люди разных национальностей в нарядных костюмах. Они все вместе поют, танцуют и угощают друг друга своими национальными блюдами. Сейчас мы с вами посмотрим, кто пришел на этот праздник. Ребята
слушают воспитателя.
- Да.

- Улица -Дружбы народов
Вводная часть 4’ (Дети смотрят презентацию «Национальный колорит»).
-А это коренные жители нашего округа ханты. Они живут на этой земле очень давно, их поселения возникли еще до появления нашего города. Они жили еще тогда, когда еще не было вас, не родились еще ваши папы и мамы.
Снежок: « Ребята, смотрите – это мой дом - чум, я здесь живу с моим маленьким другом. Я охраняю оленьи упряжки и хожу на охоту. Но сегодня, когда я потерялся, все олени разбежались, и мне надо помочь собрать столько оленей – сколько у меня саней в стойбище».
- Поможем, ребята, разобраться Снежку, сколько же ему понадобиться привести оленей?» Дети смотрят презентацию.
С интересом слушают собаку Снежка.
- Поможем.
Основная часть 17’ - У нас на стойбище привезли новые сани, а олени пасутся в поле. Нужно пойти к оленеводу и привести столько животных, сколько у вас саней.
Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Вы разделитесь на «оленеводов» и «охотников», которые будут запрягать оленей в сани. У «оленеводов» - олени, а у «охотников» - коробка с фишками, с помощью которых они будут определять, сколько потребуется оленей.
Я – «охотник», хочу пойти к «оленеводу» и взять у него столько оленей, сколько у меня саней. Чтобы не забыть, сколько мне нужно оленей, я возьму фишки.
(Воспитатель выкладывает под каждыми санями фишку, закрывает коробку с оставшимися фишками, а разложенные собирает и относит к «оленеводу». Там он отбирает столько оленей, сколько оказалось фишек).- Молодцы, ребята, все справились с заданием и помогли охотнику запрячь оленей в сани.
Снежок: «Здорово, я теперь могу пойти на охоту».
- А теперь, представим, что мы свами охотники и пошли в зимний лес на охоту, сейчас посмотрим, кто прячется от нас в лесу.
Физкультминутка (видеоролик)
«Снег летит, летит»
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят.
Ветки в стороны торчат,
Белки на ветвях сидят.
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки –
Белки – ловкие малышки.
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну, а снег летит, летит.
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
Солнце светит в небесах.
Скачет по полю лиса.
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся
И домой к себе вернемся.
- Ребята, у народов ханты есть много легенд и сказок. Вот одна из них. (Показ слайдовой презентации по мотиву легенды).
- Ребята, а вы догадались, в кого превратился охотник?
- Правильно! Сейчас, используя простые рисунки - схемы, вам надо разложить, происходившие действия легенды по порядку.
- Кто уже справился с заданием и расскажет легенду об охотнике?
- У народов ханты каждая вещь украшается орнаментом – узором, что делает эту вещь неповторимой и уникальной. Сейчас каждый из вас сможет создать себе рукавичку с орнаментом, который используют ханты.
- Вот какая замечательная рукавичка у вас получилась! Молодцы!
Дети внимательно слушают ход игры.
Затем начинается игра. Дети действуют парами: оленевод-охотник. «Охотник» берет из коробки фишки, раскладывает их на сани, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку и относит «оленеводу», говоря, что столько оленей нужно. «Оленевод», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько оленей, сколько принесено фишек.
Снежок уходит к своему стойбищу.
Дети выполняют движения с героем видеоролика в национальном костюме ханта.
Потягивания - руки вверх
Потягивания-руки вперед
Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают
Прыжки
Присели
Дети машут руками
Дети крутят руками
Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают
Дети машут руками
Потягивания-руки в стороны
Потягивания - руки вверх
Прыжки
Ходьба
Дети садятся
Дети смотрят презентацию.
- В медведя!
Дети раскладывают на столе рисунки-схемы в той последовательности, в которой происходили события в легенде
Дети рассказывают легенду с опорой на схему.
Дети получают рукавичку, вырезанную из бумаги и готовый орнамент, которым нужно украсить рукавичку. Дети, которые быстрее других справятся с заданием, дополнительно могут украсить опушку рукавички мехом.
Заключительная часть 3’ - Ребята, что мы делали сегодня?
- Молодцы! Вася, а кто работал лучше всех? А чья рукавичка тебе больше понравилась? А тебе, Маша, чья рукавичка понравилась больше всех?
- Молодцы, ребята, сегодня все постарались. Хорошо отвечали на вопросы, помогли охотникам запрячь оленей в сани найти, разминались вместе под видеоролик, сделали чудесные орнаменты на рукавичках, помогли Снежку отыскать своего друга. Вам понравилось? - Встретили Снежка, который потерял своего друга. Помогли запрячь оленей, послушали легенду об охотнике, сделали рукавичку, делали разминку.
- Мне понравилась рукавичка Али, потому что она все сделала аккуратно.
- Да!
Анализ конспекта по ФЭМП.
«Поездка на стойбище»
Занятие по ФЭМП проводилось в группе дошкольного возраста (5 лет - 6 лет) . Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом.
Тема, выбранная для проведения занятия, соответствует программным требованиям. При планировании занятия педагог исходил из особенностей детей этого возраста, предварительная работа была проведена в полном объеме. Занятие соответствует речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Материал, использованный на занятии доступен для детей данного возраста.
Вид непосредственно образовательной деятельности: познавательный.
Тип: комбинированный.
Тема: «Поездка на стойбище»
Структура непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с требованиями к построению:
- организационный момент, который мотивирует воспитанников к познавательной деятельности. Для создания благоприятной эмоциональной обстановки применяется игровая мотивация: появление игрушечной собаки Снежка, потерявшей друга.
- основной этап, организация совместной деятельности воспитателя и воспитанников в ходе беседы о празднике на улице Дружбы народов, работы в парах по овладению действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счета), индивидуальной работы при раскладывании на столе рисунков-схем в той последовательности, в которой происходили события в легенде, а также индивидуальной работы по созданию аппликации на рукавице с использованием хантыйского орнамента, с учетом темпа и индивидуальных особенностей каждого воспитанника (дети, которые быстрее других справятся с заданием, дополнительно могут украсить опушку рукавички мехом).
- итоговая часть включала обсуждение и обмен впечатлениями (что понравилось, что узнали нового).
Непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми 5ти- летнего возраста, состояла из 3 этапов. На каждом этапе решались определённые задачи:
Задачи первого этапа – создание благоприятной эмоциональной обстановки, формирование интереса и желания к выполнению заданий - решались при помощи игровой мотивации.
Задачи второго этапа - расширение представлений детей о родном городе, о людях разных национальностей, живущих в нем; формирование представлений о коренном населении, проживающем в округе; уточнение и закрепление представлений детей о дружбе; развитие умения овладения действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счета); развитие интереса и любви к художественной литературе и умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; развитие умения использовать способ моделирования при пересказе произведения; развитие интереса к аппликации; воспитание любознательности, активности, интереса к совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Задачи третьего этапа - подведение итогов, оценка деятельности детей.
В ходе непосредственно образовательной деятельности воспитанники получали и закрепляли знания.
Цель непосредственно образовательной деятельности достигнута. Поездка на стойбище дала детям положительные эмоции, удовлетворенность своей деятельностью.
Характеристика деятельности воспитателя на непосредственно образовательную деятельность.
Для организации деятельности воспитанников использовалась игровая мотивация в виде появления собаки Снежка, которая потеряла своего друга и просит ребят помочь ей найти его. Детская заинтересованность в результате сохранялась до конца непосредственно образовательной деятельности.
В ходе непосредственно образовательной деятельности применялись следующие методы и приемы:
Словесный метод:
Рассказ;
Обсуждение;
Беседа;
Наглядный метод:
ИКТ;
Просматривание видеозаписи;
Рассматривание иллюстраций;
Практический метод:
Упражнение;
Моделирование;
Игровой метод:
Воображаемая ситуация с игровыми действиями воспитателя.
Все использованные методы и приемы соответствуют возрастным особенностям воспитанников, а так же требованиям методики.
Характеристика условий проведения непосредственно образовательной деятельности.
Условия занятий соответствуют требованиям Сан Пин. На протяжении непосредственно образовательной деятельности виды и формы организации менялись. Для практической деятельности использовались безопасные материалы и оборудование.
Характеристика деятельности воспитанников в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Было продумано размещение воспитанников в ходе непосредственной образовательной деятельности. Формы организации были разнообразны: самостоятельная, парная, коллективная. Была организована неоднократная смена деятельности. В целях организации безопасной жизнедеятельности проведен инструктаж по безопасности, динамическая пауза, соответствующая содержанию.
На заключительном этапе воспитанники подвели итог своей деятельности. Таким образом, цель непосредственно образовательной деятельности достигнута в полном объеме, закреплены представления, сформированы первоначальные компетенции и навыки в организации безопасной жизнедеятельности. Особых затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено, так как задачи соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, уровню освоения программного материала.