Проект в начальной школе Веселая переменка

Московская область
Раменский муниципальный район
МС (К) ОУ Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат


Краткосрочный проект:
« Весёлая переменка»



Авторы проекта:
Тихомирова Ксения, Гамаюнова Юлия, Чудакова Валентина, Гарипова Дарья, Самолина Вера, Леснов Михаил
Руководители проекта:
Топоркова Т.А., Лукина Т.А., Приданова С.А., Поликарпова Л.П.






2015 год

Выбор проблемы
Анализируя свою педагогическую деятельность, мы решили составлять в нашей школе – интернате социальные проекты, не требующие материальных вложений и основанные только на творческом энтузиазме педагогов и учащихся.
Мы обратили внимание, что на переменах, особенно на большой, ребята начальных классов не знают, чем заняться. Одни скучают, другие шумно ведут себя, многие предоставлены сами себе. Так была выявлена небольшая проблема – «Чем занять на переменах младших школьников?»

Исследование проблемы
Мы провели небольшое социологическое исследование.
Сначала старшеклассники предложили ребятам из начальных классов поиграть с ними на больших переменах в разные игры. Тем более, что старшеклассники знают массу весёлых игр с «кричалками». Игры приняли с восторгом!
Составили анкету для младших классов и провели опрос.
Таким образом, определилась тема проекта - «Веселая переменка»

Цель проекта
Дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению обучающихся для улучшения восприятия учебного материала на уроках
Задачи проекта
Формирование навыков здорового образа жизни
Увеличение уровня ежедневной двигательной активности, профилактика гиподинамии
Снижение уровня травматизма на перемене
Развитие речи, ритма и музыкальности в результате использования подвижных игр.
Создание условий для приобретения волонтерами-старшеклассниками позитивного социального опыта через участие в проекте «Веселая переменка»;
Создание условий для формирования и развития у старшеклассников социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.
Актуальность проекта
Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Они относятся к физкультурно- оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня. Хорошо организованная подвижная перемена – важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией. Успешной организации подвижных игр способствует наличие достаточного количества спортинвентаря, ТСО, использование костюмов сказочных героев. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает оздоровительную ценность «Веселых перемен» и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переменки для младших школьников, которые испытывают потребность в движениях и игре. Дети, отнесённые к специальной медицинской группе, во время подвижных переменок участвуют в играх с малой нагрузкой. От содержания и организации активных переменок, в значительной степени, зависит работоспособность детей на уроках. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников. В процессе работы учителем накапливается значительный опыт использования подвижных игр на переменах, как фактор повышения умственной работоспособности и улучшения двигательного режима учащихся.

График мероприятий по проекту

Деятельность
Сроки
Ответственные

1
Набор группы активистов из учащихся школы-интерната
Сентябрь
Лукина Т.А.
Приданова С.А.
Топоркова Т.А. Поликарпова Л.П.

2
Разработка игр с элементами танцевальных и ритмических упражнений для переменок , подвижных игр с предметами и без предметов
Сентябрь
Приданова С.А.
Поликарпова Л.П.
Лукина Т.А.
Топоркова Т.А.
Чудакова Валентина
Леснов Михаил

3
Обучение группы учащихся для работы
с младшими школьниками

Сентябрь
Лукина Т.А.
Приданова С.А.
Поликарпова Л.П.
Топоркова Т.А.

4
Подбор музыки и ритмичных песен, спортивных игр, костюмов для сказочных героев
Сентябрь Октябрь
Лукина Т.А.
Топоркова Т.А.
Приданова С.А.
Поликарпова Л.П.
Гарипова Дарья
Тихомирова Ксения

5
Проведение подвижных игр, хороводов, развивающих игр
Сентябрь Октябрь
Топоркова Т.А.
Приданова С.А.
Поликарпова Л.П.
Лукина Т.А.
Гамаюнова Юлия
Чудакова Валентина
Леснов Михаил
Тихомирова Ксения
Гарипова Дарья

6
Подведение итогов по проекту
16.10.2015-23.10.2015
Лукина Т.А.
Топоркова Т.А.
Приданова С.А.
Поликарпова Л.П.
Гамаюнова Юлия
Чудакова Валентина
Леснов Михаил
Тихомирова Ксения
Гарипова Дарья

Механизм реализации проекта
Анкетирование
Для детей
1. Участвуете ли вы в наших переменках?
2. Как вы считаете, каждый ли день должны быть весёлые переменки?
3. Что дают вам наши переменки:
Заряд бодрости
Хорошее настроение
Вам легче сидеть на уроках
Общение во время игры
Проявить себя
Вам нравится играть в команде
Вам нравится побеждать

Для педагогов

1. Участвуете ли Вы в наших переменках?
2. Как Вы считаете, каждый ли день нужны весёлые переменки ?
3. Что дают детям наши переменки:
Заряд бодрости
Хорошее настроение
Им легче усваивать материал во время урока



Для родителей

1. Участвует ли Ваш ребенок в наших переменках?
2. Нужны ли активные переменки?
3. Что дают детям наши переменки по Вашему мнению:
Заряд бодрости
Хорошее настроение
Им легче усваивать материал во время урока
4. Когда Вы учились в школе, были у Вас весёлые переменки?

При обработке анкет мы выяснили, что почти все ребята из начальной школы в классе на переменах сидеть не хотят. Им очень понравилось играть со старшеклассниками, педагогами.
Самыми популярными играми за прошедший месяц стали «Ручеёк», «Кошки-мышки», « Паровозик». Их мы повторяли чаще всего.
Следует отметить, что многие игры с элементами танцевальных движений с детьми проводили сказочные герои мультфильмов: Красная Шапочка, Буратино, заяц Степашка (это активные учащиеся начальной школы)
Общие рекомендации при проведении игр
Игры проводятся на большой перемене через 3 минуты после звонка с урока, оканчиваются за 3 минуты до звонка на урок. Таким образом, общее время игр составляет 12-15минут. В играх участвуют все желающие.
При организации подвижных игр важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание ребят участвовать в игре. Поэтому ведущие-волонтеры в своей деятельности руководствуются следующими принципами:
Сознательности и активности: игру надо начинать с хорошим настроением;
Самим проявлять активное участие, нечаянно ошибаться, поддаваться - это вносит в игру оживление, всеобщий смех, эмоциональность;
Тех, кто не хочет играть, насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть вступить в игру;
Ведущий должен ясно представить себе игру, рассказ его должен быть обязательно в увлекательной форме;
При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.
Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее. При этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры - если игра хорошо усвоена, то повышается активность ребят. Игры можно и нужно повторять по желанию играющих!

Ожидаемые результаты
Практика проведения систематических « Весёлых переменок» в нашей школе-интернате показала, что с их проведением значительно повысилась успеваемость обучающихся и отмечаются положительные сдвиги в состоянии здоровья детей, лучше формируется детский коллектив.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Педагоги школы отметили, что регулярное проведение игр на перемене хорошо восстанавливает работоспособность, благоприятно отражается на состоянии и самочувствии учеников. Они спокойнее ведут себя в классе, внимательнее слушают учителя. Проводилось одновременно несколько игр и это давало детям возможность выбора и повышался их эмоциональный тонус.
Проделанная работа по организации школьных переменок подтверждает необходимость создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников. Организация « Весёлых переменок» показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, а это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение последующих уроков.






Примеры подвижных игр
Игры с «кричалками» и «повторялками»

Ведущий делает движения, дети повторяют
Ведущий - Дети У меня есть паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Он меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ У него труба и печка - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ И волшебное колечко - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ У него четыре зала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы поедем до Парижа - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ А быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Тут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ И застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Мы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИ Тут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ – ЧИ

Сидели два медведя - Сидели два медведя На тоненьком суку - На тоненьком суку Один сидел как следует - Один сидел как следует Другой кричал "ку-ку" - Другой кричал "ку-ку" Раз ку-ку - Раз ку-ку Два ку-ку - Два ку-ку Оба шлёпнулись в муку - Оба шлёпнулись в муку Рот в муке - Рот в муке Нос в муке - Нос в муке Оба в кислом молоке - Оба в кислом молоке

Игра -кричалка «Про дядю Вову»


Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку правой рукой!
Машем правой рукой
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку левой рукой!
Машем левой рукой
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку правой ногой!
Машем правой ногой
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.



И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку левой ногой!
Машем левой ногой
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку головой!
Машем головой
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да не особо.
- Тогда нажми на кнопку языком!
Машем языком
Здорово, я дядя Вова!
Я люблю отдыхать на природе,
Я токарь на кнопочном заводе.
И вот однажды мне начальник говорит:
-Эй, Вова, ты сильно занят?
-Да занят я, занят! Съедобное - несъедобное
Ведущий бросает мяч и называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети ловят мяч только на "живое". Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
Шеренга
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.
Найди цвет
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.


Хищник
Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.

МПС
Игроки становятся в круг. Ведущий сообщает всем: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой, неповторимый и ваша цель - узнать его". Для этого игроки по очереди задают ведущему вопросы про свой МПС, требующие однозначного, положительного или отрицательного, ответа. Игра ведется до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед. Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему: Это одушевленное? Это есть у меня всегда? Это человек?
Это мужского рода? У него темные волосы? Меня с ним связывает дружба?

Прищепочки
Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

Испорченный факс
Участники становятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами. В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт). Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи. Можно провести командный вариант игры - все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

Музыкальные стулья
После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.



Ручеёк

Количество играющих должно быть нечётным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встаёт в конец. Освободившийся игрок становится водящим.
У кого длинный хвост?
Играющие образуют круг. Руководитель предлагает им поднять вверх правую руку, помахать ею, затем опустить. Он говорит, что будет называть разных животных. Причём, если у названного животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не надо. Итак, игра начинается. Руководитель называет животных. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто набрал за время игры меньшее количество штрафных очков.
Эстафета: передача мячей над головой
Участники эстафеты делятся на несколько команд. Команды встают в колонны по одному на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Игрок, который стоит первым является капитаном. Капитан берёт мяч в руки. По команде Старт эстафета начинается. Капитан поднимает мяч над головой и передаёт его второму участнику, который стоит за ним. Второй участник передаёт мяч аналогичным образом следующему участнику и так далее.
Когда мяч получит последний участник, то он перебегает вперёд команды и снова передаёт мяч игроку, стоящему за ним. Игра продолжается до тех пор, пока капитан, выбранный в начале игры, снова не окажется первым в колонне. Та команда, которая первая закончит эстафету, становится победителем. Если какой либо игрок уронит мяч, то он должен сбегать за ним, встать на своё место и продолжить игру.

Гонка мячей под ногами
Игроки делятся на две команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперёд, встаёт в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Эстафета с мячом по кругу
Игроки располагаются в кругах. Первые игроки держат в руках мяч. По сигналу преподавателя первый в круге игрок передаёт мяч второму, второй делает то же и т.д. Когда мяч доходит до последнего в круге, мяч подымается вверх сигнализируя окончание игры. При потере эстафета продолжается с того места, где она была прервана.


Запрещённое движение
Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперёд, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещённого, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение « руки на пояс».Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещённое движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперёд, а затем продолжает играть.






Игры на внимание и наблюдательность
Предлагаемые игры на внимание и наблюдательность предназначены для учащихся IIII и IVVI классов. Их можно использовать как в уроке, так и во внеклассной работе на подвижных переменах, в группах продленного дня и т. д. Игры незатейливы по содержанию и просты по организации, в них могут участвовать как мальчики, так и девочки. Игры в основном низкой интенсивности, поэтому их лучше давать в заключительной части урока, в конце подвижной перемены, т, е. когда надо снять эмоциональную нагрузку, успокоить ребят.
Игра на внимание « Простая арифметика»
    Ребята строятся в шеренгу по одному. Ведущий называет одно за другим различные числа, а ученики после каждого числа называют следующее по порядку. Если в этом числе окажется нуль, следует поставить руки на пояс, если два нуля руки вперед, три нуля присесть. Например: 29/30 руки на пояс; 99/100 руки вперед; 1999/2000 приседание. Отмечаются игроки, допустившие меньше ошибок. В а р и а н т . Ученики выполняют задание, двигаясь е колонне по одному. Те, кто ошибся, становятся в конец колонны.
 ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ОВОЩИ ФРУКТЫ"
    Играющие строятся в шеренгу по одному. Ведущий называет различные овощи и фрукты. Если названное слово относится к овощам, то игроки должны быстро присесть, а если к фруктам поднять руки вверх. Ученики перепутавшие овощи с фруктами, каждый раз делают шаг вперед. Побеждают те, кто сделал меньше ошибок. Варианты:
1.
    Ребята делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 34 м. На одном из флангов стоит ведущий. При названии фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от ведущего, а при названий овощей игроки. стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. 2.
    Ученики движутся в колонне по одному. Ведущий называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, все идут в приседе, руки на коленях; если к фруктам на носках, руки за голову. Ошибившиеся становятся в конец колонны.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ " ЗАПРЕЩЕННОЕ ЧИСЛО"
    Играющие образуют круг, а ведущий встает в центре круга. Он подходит к любому игроку и, указав на него, говорит: «Один». Игрок, стоящий справа, говорит: «Два». И т. д. Игроки, которым выпадет число 3, число, делящееся на 3 или содержащее цифру 3, не называя этих чисел, должны выполнить какое-либо движение (присед, руки за голову, руки вперед и др.). Игрок, назвавший запрещенное число или опоздавший выполнить соответствующее движение, получает штрафное очко. Побеждают ребята, получившие меньше штрафных очков.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "СПРАВА И СЛЕВА"
    Играющие встают в круг, спиной к центру. Ведущий движется вдоль внешней стороны круга и, остановившись около одного из игроков, говорит: «Руки!» Игрок, к которому он обратился, стоит спокойно, зато сосед справа поднимает правую руку, а сосед слева левую. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. К концу игры остаются лишь самые внимательные.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ВСЕ НАОБОРОТ"
    Ученики строятся в шеренгу по одному, лицом к ведущему. Ведущий выполняет различные общеразвивающие упражнения: движения руками, наклоны, повороты и т. п. Играющие повторяют за ним упражнения, но в противоположном направлении. Например, ведущий принимает упор присев, а ученики поднимаются на носки, руки вверх; ведущий делает наклон туловища влево, а ученики вправо. Допустившие ошибки каждый раз делают шаг вперед. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок.





Кошки-мышки
Картинка игры: 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Старинная салочная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] игра. Все участники своими активными действиями помогают мышке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Правила игры Кошки-Мышки
Выбираются двое водящих  «кошка»и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка  за кругом.
По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки»  прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлазить под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.
Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.

13 октября 2015 прошла защита проекта « Весёлые переменки»
Там, где тихо плещет пруд
И осенний лес шумит
Где-то в Раменском районе
Юровская школа-интернат стоит.
Люди творческие там живут.
Они и весёлые переменки вам проведут.
Сегодня вместе собрались итоги подводить
И проект свой защитить

Участники проекта (педагоги, обучающиеся) вспомнили о том, какими скучными были переменки в начале учебного года. Девочки-старшеклассницы прочитали стихи:
На школьной переменочке
Стою, стою у стеночки,
А мимо, мимо мальчики бегут.
Бегут они, толкаются,
Нам, девочкам, проходу не дают!
2.И бегают, и прыгают,
Прыгают и бегают
Смотри за ними в оба, не зевай!
То сумку спрячут, то дневник.
А закричат - хоть уши затыкай!

3.А девочки, а девочки
На школьной переменочке-
Их можно прямо « ангелами» звать:
Кричат они- тихонечко,
Толкаются-легонечко,
Вам, мальчики, пример с них надо брать.
В ходе защиты проекта ребята рассказали о тех мероприятиях, что проводились во время « Весёлых переменок». Дети, педагоги, родители пришли к единому мнению, что такие переменки нужны и полезны. Они сплачивают школьный коллектив, дают заряд бодрости. В заключение проекта все его участники встали в круг и поприветствовали друг друга словами:
« Давайте с вами обнимемся и над землёй поднимемся,
тепло сердец соединим и станем солнышком одним»











13PAGE 15


13PAGE 142015




детская игра кошки-мышкиРисунок 1детская игра кошки-мышки