Самоопределение обучающихся 5-9 классов в рамках дополнительного объединения «Пресс-экспресс».


Самоопределение обучающихся 5-9 классов в рамках дополнительного объединения «Пресс-экспресс». Юлия Валерьевна Степанова, МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа», Кетовского района, директор школы, учитель русского языка и литературы.
Объект педагогического опыта:
Образовательный процесс в 5-9 классах МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа».
Область применения:
в границах класса или группы обучающихся 5 - 9 классов через дополнительное объединение «Пресс-экспресс», проекты «Юный журналист», «Твоя профессия», элективные курсы «Подготовка к экзамену»; через систему работы с одаренными детьми во внеурочное время.
Актуальность проблемы опыта
Современные стратегии развития образования и общества в целом меняют приоритеты, которые заключаются в том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты «Ваш выбор». На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Школьные печатные средства массовой информации издаются согласно Закону РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика.
Дополнительное объединение «Пресс-экспресс» предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером, проектирование индивидуальной траектории обучающихся.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
- научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
-сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
- обучить приемам верстки газеты;
-обучить навыкам ораторского искусства.
- выпуск общешкольной газеты "Ваш выбор" 
Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей.
С учетом времени мною были выделены следующие этапы работы:
* На уроках по развитию речи ведем повторение изученного материала по стилям и типам речи, создаем мини-проекты на разнообразные темы «Знакомство с частями речи», «Учим вместе», «Читаем с интересом», «Наш язык» и т.д., итогом работы может быть письменное задание.
* Учимся вместе отбирать нужную информацию, проводим исследования, опираясь на современные СМИ.
*Пишем сочинения, очерки, эссе, рецензии на разнообразные темы, волнующие ребят.
* Являемся авторами статей о работе школы, организуем работу школьной газеты «Ваш выбор», публикуем свои заметки на уровне школы, местных организаций.
* Сотрудничаем с районной газетой «Собеседник».
* Работаем над проектом «Юный журналист», ценность данной работы в профессиональном самоопределении детей, как учитель предметник практикую филологические профессии: учитель русского языка и литературы, журналист, лингвист, филолог, библиотекарь.
* В проекте мы большое внимание уделяем профессиям села, важности специалистов на селе, предприятиям и организациям. Желаем рассказать с ребятами о замечательных людях нашего села, их жизни, исследуем их профессиональное дело.

Технологичность опыта
Перечисленные выше этапы складываются в определенную систему работы, в которой стараюсь для достижения лучших результатов использовать разнообразные современные образовательные технологии: конструирование текста, лексическая осведомленность, анализ средств выразительности, комментированный пересказ исходного текста, самостоятельная работа, чтение и изучение художественной литературы.
На протяжении многих лет являюсь руководителем дополнительного объединения «Пресс-экспресс». Разработана программа работы кружка. Материал газеты 2016-2017гг. мы сгруппировали на основе ряда мероприятий, проведенных в школе, классах, с проектом «Юный журналист» «Моя профессия». Вышло пять выпусков газеты, готовим шестой.
Ребята посещают занятия с интересом, увлеченно собирают с информацией об образовательном учреждении, пишут статьи, отзывы, сообщения. С сентября 2016 года началась работа над проектом «Предприятия и организации нашего села… Жизнь замечательных людей». Мы с ребятами решили выстроить нашу работу таким образом, чтобы суметь рассказать о предприятиях и организациях нашего села, очень интересное и сложное дело. В сентябре материал газеты был посвящен профессии учителя. В октябре - посетили КНИИЗХ, рассказали о Лауреатах Мальцевской премии, о кандидате сельскохозяйственных наук - Телегине В.А., в ноябре – декабре спланировали рассказать о профессии библиотекаря (номер получился очень интересный), а самое главное ребята представили информацию проекта одноклассникам, также выступили с сообщением перед педагогами территориального школьного округа.
Школьная газета «Ваш выбор» была отмечена: Благодарственным письмом Управления Роспотребнадзора по Курганской области за активное участие в областной информационной акции «Остановим СПИД вместе!» - в 2014году. Грамотой УНО Администрации Кетовского района за победу в номинации «Лучшее освещение жизни школы» - в 2014 году. Грамотой УНО Администрации Кетовского района за победу в номинации «Лучший дизайн» - в 2013году. Благодарностью КРОО «Жизнь+» Курганской области за участие в конкурсе стихов - в 2014году. Дипломом Администрации Кетовского района за 2 место в реализации социальных проектов к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - в 2015 году.
Сама я часто пишу статьи о работе школы в районную газету «Собеседник», обучаю ребят. Мои выпускники так же отправляют свои материалы в газету «Собеседник», дочка стала участницей конкурса, посвященному Дню матери, организованного районной газетой, где Даша разместила стихи о маме.
В 2013 году под моим руководством завершен огромный проект «Ветераны педагогического труда», в 2014 году школе присвоено звание имени О.П. Кузнецова по итогам проекта «Вокруг имени героя», также проведена огромнейшая работа по реализации проекта «Краеведческий музей». Под моим руководством организовано оформление и распределение материала, собранного за много лет, продуманы названия экспозиций, назначены ответственные за работу музея. Сейчас этот богатейший материал могут посмотреть все желающие, односельчане, школьники, в 2016 году в музее побывали гости со всего района. Весь материал размещен сайте учителя: stepanova45.ru ссылка - http://stepanova45.ru/index.htmПерспективы развития:
Итоги проекта мы готовы осветить на школьной конференции, которая будет проведена в марте 2017 года, ребята планируют посетить ЗАО «Кургансемена», рассказать о профессии инженера. Проект запланирован на этот учебный год, итогом будет профориентация обучающихся школы на профессии, востребованные в нашем селе. Наша задача: убедить школьников в нужности сельских профессий, в нужности специалистов на селе в наших предприятиях. Организовать встречи с замечательными людьми нашего села, также написать о них, взять интервью, разместить в рубрике «Жизнь замечательных людей».