Урок математики: «Умножение числа 9 на однозначные числа»

Урок с использованием интерактивной доски, с присутствием автора тетрадей на печатной основе Е.П. Юдиной
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Умножение числа 9 на однозначные числа.
Цели:
1. Завершить построение таблицы умножения, последнего (девятого) столбика.
2. Развивать логическое мышление, умения применять изученные столбики из таблицы умножения.
3. Воспитывать математическую зоркость, усидчивость.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
- Подравнялись. Садитесь. Настроимся на хороший урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
(на доске открываются герои Маша и Миша)
II. Изучение нового материала
Слайд 1.
- Ребята, а какова сегодня тема нашего урока математики?
- А где можно узнать, что мы уже изучили, а что еще предстоит изучить? (посмотреть содержание учебника, оглавление)
- Назовите правильно тему урока.
- Что же мы сегодня узнаем на уроке? (завершим составление таблицы умножения, заполним последний 9 столбик)
- Хорошо, возьмите свои заготовки таблицы умножения.
- Скажите, все ли строчки таблицы умножения заполнены в 9 столбике? (нет)
- Какая строчка не заполнена? (9*9 = )
Слайд 2.
- Давайте завершим заполнение этого столбика.
- Откройте учебник, задание №1 (дети называют ответы на вопросы учебника и выполняют задание в тетрадях)
- Впишите значение произведения 9*9 в свои таблицы.
- Ребята, обратите внимание на закономерность этого столбика.
- Что вы увидели?
(1. цифры разряда единиц изменяются в порядке убывания от 9 до 1;
2. а цифры разряда десятков изменяются в порядке возрастания от 1 до 8;
3. если сложить в значении частного две цифры, то получается 9 ;
4. таблица на пальцах:9*3-покажите свои 10 пальцев, умножаем на 3, зажмите 3 палец-до него ост 2 пальца – это десятки и после него 7 пальцев – это единицы, значит 9*3=27 и т.д.)
- Продолжаем работать с таблицей умножения и переходим к заданию № 2.
- Прочитай задание
- Подумайте сначала.
Слайд 3.
- Кто же может составить равенства? (дети перетаскивают значения на интерактивной доске)
9+9+9+9+9=9+9*4
9+9+9+9+9+9+9=9*7
9+9+9+9+9+9+9+9+9=9*3+9*6
9+9+9=9*3+9*0 (дети вычисляют суммы, а умножение смотрят по таблице)
- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
- А теперь задание немного усложняется, прочитайте задание № 3.
- Подумайте, как его выполнить.
- Какой случай вам труднее запомнить? А тебе? А ты как считаешь?
- Какую задачу с этим произведением вы составили? А ты?
Слайд 4.
- Кто затрудняется, вам может помочь мой рисунок на доске.
( записывают решение 1-2 задач в тетрадь)
III. Физминутка.
- Ребята, на улице дует ветер, прохладный воздух и у нас в классе создадим ветерок и немного освежимся.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Чудесно отдохнули. Садитесь.
- Переходим к заданию № 4, его вы будете выполнять самостоятельно.
1 вариант – 1 строчку;
2 вариант – 2 строчку. (взаимопроверка тетрадей, по классу ходят помощники)
Слайд 5.
- Проверим. (ученик вписывает ответы на интерактивной доске)
- Молодцы, правильно справились с заданием: , , , .
- А теперь посмотрим задание № 5.
- Читай задание .
Слайд 6.
- Чему равна длина всей ломаной как узнать? (9+9+9+9= 36 см)
- Только таким способом можно узнать длину всей ломаной? (9*4=36см)
Слайд 7
- Проверим. А какой способ самый удобный? Почему? (короче, быстрее)
- Начертите такую ломаную у себя в тетради.
- А теперь переходим к заданию № 6.
- Прочитай задание .
- Как узнать длину всей ломаной? (4+4+4+4+4+4+4+4+4=36см или 4*9=36см)
Слайд 8. (пустой слайд, а ученик чертит на доске)
- Начертите в тетради эту ломаную, как вы себе ее представляете.
- Чем отличается задание № 5 от задания № 6? (порядком следования множителей)
- Какое правило о перестановке множителей вы знаете, помните?
(от перестановки множителей произведение не изменяется)
IV. Работа по тетрадям на печатной основе.
- Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 62, задание № 3
- Прочитаем задание. Выполним его по цепочке.
( если останется время – задание № 4)
- Ребята, обратите внимание, какое действие будем выполнять первым, если нет скобок? (умножение)
- А если есть скобки? (то сначала в скобках)
V. Итог урока
- Ребята, скажите чему равно произведение чисел 9*9? (81) Запомните этот результат.
Слайд 9. Спасибо за работу на уроке.
VI. Домашнее задание. (тетрадь на печатной основе стр.62 №5)









15