Статья Использование дистанционных технологий в преподавании информатики


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
Компьютер как новое средство обучения раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Современные дети приходят в школу, владея различной информацией и зная компьютер. Правда, это знакомство на 90 % составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии.
Перед учителем информатики, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.
Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знание и владение школьниками ПК определяет эффективность процесса обучения информатике, сколько готовность и желание детей участвовать в этом процессе. Основной двигатель изучения предмета - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции.
Владение компьютером - важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Ученики должны осознать, что компьютер - это, прежде всего, инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются интересные работы.
Именно создание учащимися творческих работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности, в которой ребенок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает свое мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе нестандартно.
На уроках информатики наибольшую эффективность эти идеи находят в применении элементов метода проектов.
Преимущество вовлечения учащихся в проектную деятельность на дистанционных уроках заключается в следующем: в центре участия находится самостоятельная познавательная деятельность учащихся, которая не ограничена только овладением знаниями, а предусматривает их применение на разных уровнях; возможность коммуникации не только с преподавателем, но и с партнерами; не только в пределах своей команды, но и с участниками команд из других городов школ и городов.
Участие в дистанционных проектах включает:
гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации (учебниками, справочниками, аудио, видео);
оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем (консультирование);
работу с компьютером (техническое средство, носитель информации); подготовку к презентации материала.
Работа над проектом имеет тот же алгоритм, что и решение учебной задачи - это определенная последовательность действий учащихся, направленная на выполнение поставленной цели: отношение к задаче как средству расширения собственного знания; возможность проанализировать собственное «знание-незнание»; отбор избыточного материала и выделение из него необходимого; компоновка материала в определенной логической последовательности.
Опыт работы над координацией дистанционных проектов показывает его положительные стороны: в ходе работы учащиеся активно вовлекаются в процесс поиска и обработки информации; формируется умение самостоятельно конструировать свои знания по заданной теме; формируется положительная мотивация учения; каждый ребенок может проявить свои способности, в том числе и организаторские; развивается и укрепляется умение работать в группе для достижения общей цели, становится более сплоченным коллектив.
Участие в различных дистанционных проектах является альтернативой увлечению компьютерными играми (всем известно, что они формируют лишь мгновенную реакцию, а не развитие творческих способностей) и зависимости подростков от социальных сетей. Мотивация же при работе над проектами созидательная. Участвующие используют компьютер как средство обучения, получения и осмысления информации.
В работе при обучении детей-инвалидов 5-6-х классов используется программа «ЛогоМиры».
ЛогоМиры - многофункциональная творческая среда для создания собственных проектов как на «школьную», так и «свободную» тему. Проекты могут быть очень разными и по жанру, и по сложности: от простых иллюстрированных сочинений и презентационных «роликов» до комплексных моделей физических или биологических процессов.
Приведем пример организации урока для 5-го класса. Основой построения урока, конечно же, станет творческая работа - проект «Расскажи о Солнце».
Основные задачи: научить использовать мультимедийные возможности программы ЛогоМиры 4.0 для оформления и презентации проектной деятельности; познакомить с основными технологическими приемами работы в ЛогоМирах; научить использовать Интернет-ресурсы в проектной деятельности.
Ход работы:
Сделай работу «Расскажи о Солнце». Пусть это будет картинка- комикс. Расскажи о нашем Солнце от лица звёздочки или солнечного луча или придумай что-то другое. В Интернете найди красивые картинки Солнца, скопируй и вставь в свой проект. Если твоих знаний о звезде не хватает, то информацию можно найти в Интернете.
Сохрани Штамп листа под своей фамилией английскими буквами на рабочем столе.
Прикрепи работу в наш курс.
Работа над проектом повышает учебную мотивацию детей и развивает творческие способности. Это подтверждают выставки детских работ, которые оформляются после окончания проекта. В них каждый ученик может самостоятельно оценить степень своего мастерства, долю участия в проекте, сравнить свою работу с работами других учеников и узнать много нового об изучаемой теме.
Применение дистанционных технологий и средств позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении информатике тех детей, для которых компьютер является одним из основных средств для связи с внешним миром.
Литература
Дистанционное образование. Состояние, проблемы, перспективы : тезисы докладов научно-методической конференции. - Томск : Изд-во ТГУСУР, 1997.
Хуторской, А.В. Интернет в школе : практикум по дистанционному обучению. - М. : ИОСО РАО, 2000.