Статья Социальный театр-инновационная форма корректировки девиантного поведения подростков.


Социальный театр - инновационная форма корректировки девиантного поведения подростков.
В последние десятилетия в обществе неуклонно возрастает количество молодых людей с девиантным, либо делинквентным поведением. Одна из причин подобного явления – усиление влияния псевдокультуры, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, отсутствие контроля за поведением. Важным направлением в решении задач делинквентности является организация досуга. Как показали исследования, дети с девиантной направленностью имеют много свободного времени, ничем не занятого.
Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением. При эффективном использовании театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично. Благодаря театру аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной форме. Театр приковывает внимание подростков, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на интеллект. Подключаются зрительные, слуховые анализаторы, воздействия идут на эмоции подростка. Рождается чувство сопереживания, сопричастности. Известен тот факт, что если ребенок до 5-ти лет не плакал над персонажами сказок, он не научится уже никогда сочувствию. А отсутствие сочувствия - питательная среда для жестокости.
В пубертатный период, когда подросток, раздираемый изнутри бушующими гормонами, не может наладить отношения с окружающими людьми – театр способен показать ему как следует действовать в той или иной ситуации, как строить дружественные отношения с людьми, учит толерантности, наглядно показывает причинно-следственную связь между поступком и возмездием. На Востоке это называют законом КАРМЫ:
посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу.
Театр способен изменить опасное поведение молодежи на более защищенный и здоровый образ жизни.
Социальный театр является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты молодежь. Социальные театрализованные постановки создают неформальную обстановку, где происходит «проигрывание» опасных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне. Социальные постановки помогают молодым людям по-новому оценить себя, свой статус, жизненные перспективы и дают толчок для изменения негативного жизненного поведения на позитивное.
Важный образовательный аспект социальной постановки – ФАСИЛИТАЦИЯ (облегчить, помогать-анг.). Это организация обсуждения острых вопросов после представления, когда актеры еще в гриме и костюмах. Педагог в роли фасилитатора умело направляет дискуссию в сторону решения проблем максимально безболезненным способом. Подобное общение помогает формировать поведенческую и коммуникативную компетенции, тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, приносящим вред личности и обществу, способствует развенчанию мифов.
Решающим аспектом социального театра, повышающим эффективность, является его мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои молодежи, от социально успешных, до безнадзорных.