Наука и культура в России в начале 20 века (по учебнику Н.В.Загладина)


Наука и культура в России в начале 20 века. Образование и наука. Развивалась система образования: начальное образование, среднее образование (гимназии, коммерческие и реальные училища), высшие учебные заведения ( более 100).Столыпин А.П. предложил Государственной Думе проект закона «О введении начального образования в Российской империи», но он не был утвержден до войны.В 1914 году был принят закон о женском высшем образовании. В некоторых городах появились частные народные университеты. 1895 год, А.С. Попов создал новый вариант радиоприёмника. (золотая медаль на всемирной выставке в Париже).1900 год, А.Н. Крылов разработал метод увеличения защиты судов.1914 год, Сикорский И.И. создал четырёх моторный бомбардировщик «Илья Муромец» Естественные науки И.П.Павлов, И. И. Мечников стали лауреатами Нобелевской премии за исследования в области иммунологии.К.А.Тимирязев стал почётным членом Кембриджского университета за достижения в области физиологии растений. Новые научные дисциплины Биохимия, геохимия, нефтехимия,химическая химия (основатель Зелинский Н.Д.)К.Э.Циолковский-основоположник космонавтики- мечтал о расселении людей в звёздных мирах с использованием орбитальных станциях.Естествоиспытатель Вернандский В.И. разработал учение о биосфере, экологии. Серебряный век русской культуры(духовная жизнь общества) А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, Н.С. Гумилёв, С.А.Есенин –русские традиции лирики, художественная красота слова. С.Есенин и А.Ахматова В лунном кружеве украдкойЛовит призраки долина.На божнице за лампадкойУлыбнулась Магдалина.Кто-то дерзкий, непокорныйПозавидовал улыбке.Вспучил бельма вечер черный,И луна — как в белой зыбке.Разыгралась тройка-вьюга,Брызжет пот, холодный, тёрпкий,И плакучая лещугаЛезет к ветру на закорки.Смерть в потемках точит бритву…Вон уж плачет Магдалина.Помяни мою молитвуТот, кто ходит по долинам. IN MEMORIAMА вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно — вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет. Изобразительное искусство В.М.Васнецов (Витязь на распутье»), И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.В.Нестеров –представители классического реализма.Влияние импрессионизма в своём творчестве отразили К.А.Коровин, В.А.Серов, В.Э.Борисов – Мусатов («Призраки»). Критический реализм в творчестве писателей Своеобразным манифестом нового направления духовной жизни России стал сборник «Вехи», в котором такие мыслители как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков,М.О.Гершензон, П.Б.Струве, С.Л. Франк осуждали увлечение интеллегенции революционными идеями, призывали к покаянию и переосмыслению своей роли в обществе. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов,И.А.Бунин,И.А.Куприн – попытка решать проблемы общества художественными средствами. Многие представители интеллигенции оправдывали терроризм, осуждали жёсткие методы борьбы с ним, сочувствовали осуждённым. С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев Новые течения в духовной жизни Первая мировая война принесла скептицизм и переосмысление традиционных ценностей и перспектив развития европейской культуры.Обозначились два новых течения: модерн (современный) – уход от традиционных эстетических норм-А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере,М.А. Врубель, К.С. Петров - Водкин Духовный двойник модерна в поэзии – символизм (его проявление в России – декаданс- меланхолия, уход от действительности):К.Д.Бальмонт, А.Белый, А.А.Блок, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуб. «Купание красного коня» Петров-Водкин «Демон сидящий» Врубель В индустрии стиль модерн преобразуется в новый стиль – неоклассика(воспроизведение средневековой архитектуры).В искусстве зародилось направление –авангард (передовой)- разрыв с традициями прошлого, поиск новых средств и форм выражения в области искусства.(картина Марка Шагала) Футуристы в поэзии и абстракционисты в живописи – пытались творить в стиле ожидаемого ими будущего. Д.Д.Бирлюк, В.В.Хлебников, В.В. Маяковский.«Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Облако в штанах» В.В.Кандинский, К.С. Малевич определяли своё искусство как супрематизм – освобождённость от необходимости отражения реальности. В.В.Маяковский «Необычайное приключение»; К.С. Малевич «Чёрный квадрат» …И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди! послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Что я наделал! Я погиб! Ко мне, по доброй воле, само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле… Музыка М.А.Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»;А.К.Глазунов «Раймонда», «Времена года»;И.Ф.Стравинский «Жар-птица», «Петрушка», новаторские симфонии С.Прокофьева. С.В. Рахманинов – тема Родины.А.Н.Скрябин – предвосхитил появление современной светомузыки. И.Ф.Стравинский «Жар-птица» Мария Петипа и Павел Гердт в балете «Времена года» композитора А. Глазунова, балетмейстер Мариус Петипа. Мариинский театр, 1900 Театр основан К.С. Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко Мастера исполнительского искусства: певец Ф.И.Шаляпин, балерина А.П.Павлова, драматическая актриса В.Ф.Комиссаржевская Ф.И.Шаляпин, портрет Кустодиева