Описание опыта работы по теме: Применение новых педагогических технологий на уроках музыкального искусства с целью развития творческих способностей обучающихся.


Информационная карта передового педагогического опыта учителя
№ п/п Параметры информации Содержание информации
1. Данные об авторепередового педагогического опыта
1.1 Фамилия, имя, отчество автора опыта Гмыря Ольга Викторовна
1.2 Преподаваемые предметы Музыкальное искусство (1-е, 2-й, 7 –е классы); математика, русский язык, литературное чтение, украинский язык и литература, окружающий мир, трудовое обучение, изобразительное искусство, УГД (2-й класс).
1.3 Должность Учитель музыки и начальных классов
1.4 Образование, когда и что закончил Артемовское педагогическое училище, 1999;
Луганский педагогический университет им. Т.Шевченко, 2003;
1.5 Педагогический стаж 16 лет
1.6 Полное наименование образовательного учреждения Горловская гимназия «Интеллект»
1.7 Адрес образовательногоучреждения
с почтовым индексом 284624, г. Горловка, ул. Малыныча, 34
1.8 Телефон + 38 099 507 6280
+ 38071 3140545
1.9 Личная электронная почта gmyrya@list.ru1.10 Адрес личного сайта учителя https://infourok.ru/user/gmirya-olga-viktorovna
2. Данные о масштабе передового опыта
2.1. Масштаб опыта Муниципальный
2.2 Опыт обобщен в рамках проекта, эксперимента, конкурса и т. п. В рамках проекта
2.3 Ступени обучения,
на которых осуществляется
обобщение опыта 1-2, 5-11 классы
3. Данные о содержании опыта
3.1 Направление Музыкальное и изобразительное искусства, МХК
3.2 Тема
«Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся»
3.3. Цель Выявить педагогические технологии способствующие развитию творческих способностей обучающихся. Использование на уроках элементов новыхпедагогических технологий и средств коммуникаций для развития музыкально – образного мышления школьников, формирования личности креативной, ответственной, полезной для общества.
3.4 Задачи Использование методов компетентностно ориентированного подхода к организации учебного процесса;
Владение элементами инновационных образовательных методик и технологий;
Использование нестандартных форм проведения учебных уроков и внеклассных мероприятий;
Активное внедрение форм и методов организации образовательного процесса, что обеспечивает максимальную самостоятельность обучения учащихся.
3.5 Идея изменений и ее содержание Выработка системы работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся на уроках музыкального искусства и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.Использование элементов разнообразных педагогических технологий; формирование мотивации учащихся в обучении музыкального искусства через взаимосвязь урочных и внеклассных занятий, художественно-эстетическое воспитание.
3.6 Концепция изменений Воспитание творческой личности, раскрытие одаренности ребенка, формирование толерантного сознания; применение на уроках и внеклассных мероприятиях элементов новинок педагогических технологий; участие в различного рода конкурсах на школьном, муниципальном и республиканском уровнях.
3.7 Новизна Многоступенчатая система работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника, раскрываются и развиваются его творческие способности через ценностное отношение к культурному наследию республики, города. Использование мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентаций необходимых для развития универсальных учебных действий обучающихся.
3.8 Трудоемкость, риски и ограничения Большое количество объективных и субъективных причин (школа, семья, окружение в целом) влияет на развитие личности и усложняет целенаправленное воспитание; напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, понижение уровня общей культуры в обществе. Таким образом, преподавание музыкального искусства и художественно-эстетических дисциплин в школе требует наполнения программы творческим содержанием, активного применения методик творческого характера с целью формирования ценностного отношения к искусству и культурному наследию, с целью воспитания эстетически развитий личности.
3.9 Сроки ведения работы над темой 2015-2020
4. Результативность
4.1 Характеристика полученныхрезультатов
с позиций их эффективности Результативность опыта по теме «Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся» предусматривает следующее:
развитие творческих способностей обучающихся;
повышение уровня эстетической культуры и воспитанности;
реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта);
повышение количества учащихся, регулярно участвующих в творческих мероприятиях, конкурсах и их результативность;
высокий уровень успеваемости;
эстетическое наслаждение и эмоциональный заряд;
повышение уровня реализации творческого потенциала молодого поколения в области художественно-эстетического воспитания;
4.2 Где осуществлялись апробация
или внедрение полученных результатов Горловская гимназия «Интеллект»;выступления на педагогических советах гимназии; работа в творческий группе учителей музыки г.Горловки;городские конкурсы творческого характера.
4.3 Перечень полученных результатов (продуктов) педагога Открытый республиканский конкурс профессионального мастерства педагогов «45 минут славы» (декабрь 2016,февраль2017)
Разработка планов-конспектов уроков музыкального искусства в 1 классе по теме «О чём говорит музыка» (декабрь, 2016)
Разработка конспектов открытых уроков
Республиканская электронная конференция «Современные образовательные технологии в контексте реализации задач государственных стандартов общего образования в области общественно-гуманитарных дисциплин». Секция 5. Инновационные технологии в преподавании предметов художественно-эстетического цикла. «Использование суггестивно-терапевтических технологий на уроках музыкального искусства» (октябрь, 2016).
Проведение мастер-класса для учителей музыки по теме: «Формирование личности школьника средствами музыкальной культуры. Флэшмоб – как одна из форм организации современного урока» (декабрь, 2016)
Разработка программывнеклассной деятельности по художественно-эстетическому направлению (музыка, вокальное пение) для обучающихся 1-2 классов (сентябрь, 2016)
Разработка комплексной программы площадки досуга детей с дневным пребыванием (в соавторстве с заместителем директора по учебной работе Горловской гимназии «Интеллект», Волошиновой Е.Я. март, 2017)
4.4 Перечень полученных результатов обучающихся 1.Республиканская историко-краеведческая экспедиция «Донбасс-мой родной край». 2 место в республиканском этапе. (декабрь, 2015)
2.Музыкально-песенный Конкурс «Золотые ключи» Вокальный ансамбль «Позитив». Лауреаты (октябрь, 2015)
3.Городской фестиваль творчества «Лучик Надежды». Лауреаты (ноябрь, 2015)
4.Конкурс рисунка «Флора и фауна Донбасса». 2 место в городском этапе (сентябрь, 2015)
5.Конкурс юных организаторов досуга «Строим город Игроград». 1 место в городском этапе (декабрь, 2015)
6.Конкурс рисунка «Война глазами детей». 3 место в городском этапе (февраль, 2016)
7.Краеведческо-экологический фестиваль «Зеленая планета». Конкурс «Песни народов Донбасса». 1 место в городском этапе (март, 2016)
8.Республиканский фестиваль школьных агитбригад «Здоровое поколение». 1 место в городском этапе
9.Республиканский детский конкурс рисунка «Безопасные дороги нашего детства». 1 место в городском этапе (март, 2016)
10.Городско фестиваль детского творчества «Пасхальная радость». Номинация «ИЗО». 3 место в городском этапе (апрель, 2016)
11.Городско фестиваль детского творчества «Пасхальная радость». Номинация «Хоровое пение». Лауреаты(май, 2016)
12.Городской фестиваль фольклорного творчества «Донбасс, где степи без конца». 2 место в городском этапе (октябрь, 2016)
13.Городской фестиваль «Поверь в себя». 1 место в городском этапе (сентябрь, 2016)
14.Краеведческо-экологический фестиваль «Зеленая планета». Вокальный конкурс «С чего начитается Родина». 1 место в городском этапе (март, 2017)
4.5 Специальные условия использования продукта Изученный материал используется на уроках, внеклассных мероприятиях и во время учатия в городских конкурсах, в исследовательской деятельности.
4.6 Авторы/последователи Ш.А. Амонашвили, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский
Название проблемы
«Применение новых педагогических технологий на уроках музыкального искусства с целью развития творческих способностей обучающихся»
Актуальность опыта

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования Донецкой Народной Республики, современными требованиями к школьному обучению согласно новым Государственным образовательным стандартам.
Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают предметы художественно-эстетического цикла, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
В соответствии с Законом ДНР «Об образовании» в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития творческой личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Всё это заставиломеня задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Проблема развития творческих способностей обучающихся актуальна сегодня, как никогда, требуетвсестороннего анализа и предусматривает необходимый комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности к учебному процессу в школе. А значит, актуальным является и вопрос изучения педагогических технологий, способствующих развитию этих способностей.
Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся через уроки музыкального искусства, внеклассную работу с применением элементов новых педагогических технологий.
Новизна опыта заключается в творческом подходе учителя, который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию республики, города. Использование мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентаций, необходимых универсальных учебных действий на фоне творчества, креативности, искусства. Применение научно-исследовательской деятельности, что является редким феноменом использования на уроках художественно-эстетических дисциплин.
Адресная направленность. Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень творческой активности и сформированности. Применение данного опыта имеет большое значение в повышении качества образования, повышения уровня воспитанности обучающихся и самое главное, развитие творческой, одаренной личности. Главное требование – это профессиональная подготовленность учителя, заинтересованность в своей работе, любовь к своей деятельности.
Трудоемкость опыта. Трудности, с которыми пришлось столкнуться, это в первую очередь, особенности личности каждого ребенка, его способности к изучению предмета или отсутствие таковых. Противоречия между значимостью изучения предметов художественно-эстетического цикла, отношения к самому предмету, заинтересованность, мотивация обучения. Неспособность применять полученные умения и навыки в практической творческой деятельности, в нестандартных ситуациях. Сокращение часов предметов художественно-эстетического цикла в учебных учреждениях нового типа (гимназия).
Гипотеза. Если применение новых педагогических технологий станет приоритетным в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, то возможно создание условий для развития у учащихся естественно-познавательной активности, нестандартного подхода к решению задач, коммуникативных умений и качеств творчески развитой личности, позволяющей быть востребованной в современном и развивающемся обществе.
Диапазон опыта: уроки музыкального искусства, МХК, исследовательская деятельность учащихся в 7-10 классах (научно-исследовательские работы), муниципальные и республиканские конкурсы, фестивали различного уровня творческой направленности.
Технология опыта
Основная цель–выявить педагогические технологии,способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках музыкального искусства и предметах художественно-эстетических дисциплин.
 Задачи:
•создание предпосылки для развития ребенка в творческой деятельности;
•формирование духовно богатой личности и приобщение учащихся к культурным и творческим ценностям родного народа и других национальностей;
•использование методов компетентностно ориентированного подхода к организации учебного процесса;
•владение элементами инновационных образовательных методик и технологий;
•использование нестандартных форм проведения учебных уроков и внеклассных мероприятий;
•активное внедрение форм и методов организации образовательного процесса, что обеспечивает максимальную самостоятельность обучения учащихся.
Для осуществления поставленной цели и решения данных задач в своей деятельности применяю элементы различных инновационных технологий. Применение инноваций в образовании немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации субъектам образовательного процесса, средством осуществления которых является интерактивное оборудование.
Для развития творческих способностей на уроках музыкального искусства и МХК, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли музыканта, композитора, исполнителя, не требуя наличия средств и материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиаресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству композитора, музыканта, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений музыкального искусства, произведения литературы, изобразительного искусства. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышает эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету (приложение №1).
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел «Викторина», где можно проверить знания по различным музыкальным темам.
Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Ребятам нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.
Для младших школьников я использую видеопрограмму «Музыкальная Шишкина школа» (приложение №2), где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Ученики могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры.
Конечно же, в своей работе я не обхожусь без караоке-проигрывателя (приложение №3). Благодаря этой программе дети с удовольствием поют различные песни в различных тональностях.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы (приложение №4). Новые педагогические технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет развить у школьников художественно-творческие способности и решать новые, нерешённые ранее задачи.
Также в своей педагогической практикеактивно использую игровые педагогические технологии (приложение №5), что помогает мне на уроках музыкального искусстварешить ряд следующих задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках музыкального искусстваследует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в музыкальном искусстве, учащийся избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации уроков музыки является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность учащегося, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
На уроках я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого обучающегося. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества (кому-то удается успешное исполнение песен, кто-то проявляется себя в исследовательской деятельности, кто-то отлично анализирует произведения или музицирует на инструментах). И тогда, я как учитель, уже не услышу от своих воспитанников, что ему не интересен урок музыкального искусства, потому что каждый из них знает свои сильные стороны и умеет применять их на практике. Но всегда бывают исключения, когда урок музыкального искусства бывает порой сложным предметом для некоторых обучающих, а соответственно и нелюбимым, для тех, кто умеют мыслить только точными категориями,и не умеют фантазировать, творить. В таких случаях очень помогает личностно-ориентированный подход.
На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволяют выявить и развить у обучающихсятворческие способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности, раскрывать их таланты, возможную одаренность. Ведь, работая в гимназии, особое внимание педагоги уделяют раскрытию одаренных детей, что является весомым аргументом и в моей педагогической деятельности (приложение №6).
Мною составлен план работы с такими детьми, что дает возможность еще больше развивать творческую личность и достигать высоких результатов в творческой деятельности.
Исходя, из вышеизложенного считаю, что инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные технологии, которые нам предлагает наше общество.

Педагогические технологии, используемые на уроках музыкального искусства, МХК, внеклассных мероприятиях (приложение №7)
«Технология формирования творческой личности». Научный подход, основанный на изучении передовой методической мысли.Изучение личности школьника как непосредственного участника процесса обучения. Комплексное планирование задач урока. Творческий отбор содержания материала. Выбор форм и методов. Дифференцированный подход к учащимся. Создание условий для формирования творческой личности с учетом учебной нагрузки школьника. Воспитательная составляющая творчества.
«Технология развития творческого потенциала личности».Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
«Технология моделирования художественно-творческого процесса» – позволяет каждому обучающемуся побыть в роли композитора, отвечающего на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня и важно ли это для других?, каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.«Технология содержательного анализа инструментального произведения» – раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.
«Технология цвет – образ» – позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета дает хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета: сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги, рисуя карандашами (красками).
«Технология размышления о музыке» направлена на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этой технологии подразумевает выбор проблемы, которую способна решить музыка и поиск ответа на нее самими учащимися.
«Технология эмоциональной драматургии» направлена на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.
«Технология создания художественного контекста» направлена на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды.
«Технология жизненных ассоциаций» направленная на создание в учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере.
«Технология проектного обучения» используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Учащиеся с большим интересом отыскивают интересные факты, например, почему в последние минуты гибели «Титаника» звучала музыка Л.Бетховена и как она помогала людям в те страшные минуты крушения лайнера; какую воздействующую силу несла «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича в дни Великой Отечественной войны и многое другое. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность, межпредметные связи и, безусловно, развивают творческие способности.
«Технология модульного обучения», которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности.
«Технология организации самостоятельной работы обучающегося», особенно на старшей ступени образования.
«Исследовательские технологии», направленные на творческий поиск и применение знаний.
«Проектные технологии», которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.
«Технология игрового обучения», в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности.
«Технология развития критического мышления» позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся.
«Педагогическая мастерская» обмет опытом среди коллег.
Основные направления по реализации опыта развития творческих способностей обучающихся
•Разработка мероприятий, уроков, направленных на развитие творчества, одаренности детей в урочное время (приложение №8).
•Внеурочная деятельность как одно из главных условий развития творческой личности (приложение №9).
•Поисковая работа.
•Исследовательская деятельность (приложение №10).
•Культурно-массовые мероприятия. КТД.
•Создание мультимедийных презентаций и фонда современной, классической, народной музыки с использованием ИКТ.
•Проведение мастер-классов (приложение №11).
•Освещение работы по теме на личном сайте учителя и сайте школы.
Результативность опыта
В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:
1.Повысилась активность учащихся на уроке,улучшилось качество выполняемых творческих работ.
2.Улучшилась результативность участия в конкурсах творческого характера (приложение №12).
3.Во время работы на уроках с музыкальным материалом в учащихся снизилось состояние тревожности.
4.Легко удаётся приобщать учащихся к творчеству через знания предмета.
5.Расширение кругозора, развитие любознательности учащихся, формирование гармоничной личности.
6.Наиболее полное раскрытие индивидуальных способностей ученика.
7.Использование приобретенных знаний в различных коммуникативных ситуациях.
8.Повысился общий уровень развития творческого мышления.
9.Обучающиеся стали более активно, творчески подходят к выполнению заданий.
Результативное участие в городских и республиканских конкурсах, фестивалях обучающихся в период 2015-2017 гг.
1.Республиканская историко-краеведческая экспедиция «Донбасс-мой родной край». 2 место в республиканском этапе (декабрь, 2015)
2.Музыкально-песенный Конкурс «Золотые ключи» Вокальный ансамбль «Позитив». Лауреаты (октябрь, 2015)
3.Городской фестиваль творчества «Лучик Надежды». Лауреаты (ноябрь, 2015)
4.Конкурс рисунка «Флора и фауна Донбасса». 2 место в городском этапе (сентябрь, 2015)
5.Конкурс юных организаторов досуга «Строим город Игроград». 1 место в городском этапе (декабрь, 2015)
6.Конкурс рисунка «Война глазами детей». 3 место в городском этапе (февраль, 2016)
7.Краеведческо-экологический фестиваль «Зеленая планета». Конкурс «Песни народов Донбасса». 1 место в городском этапе (март, 2016)
8.Республиканский фестиваль школьных агитбригад «Здоровое поколение». 1 место в городском этапе
9.Республиканский детский конкурс рисунка «Безопасные дороги нашего детства». 1 место в городском этапе (март, 2016)
10.Городско фестиваль детского творчества «Пасхальная радость». Номинация «ИЗО». 3 место в городском этапе (апрель, 2016)
11.Городско фестиваль детского творчества «Пасхальная радость». Номинация «Хоровое пение». Лауреаты (май, 2016)
12.Городской фестиваль фольклорного творчества «Донбасс, где степи без конца». 2 место в городском этапе (октябрь, 2016)
13.Городской фестиваль «Поверь в себя». 1 место в городском этапе (сентябрь, 2016)
14.Краеведческо-экологический фестиваль «Зеленая планета». Вокальный конкурс «С чего начитается Родина». 1 место в городском этапе (март, 2017)
Работа по данной проблеме дает
определенные позитивные результаты.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности знаний учащихся по предметам. Качественное изменение личности ученика выражаются через повышение творческих способностей обучающихся, развитие их неординарности, одаренности.
Динамика учебных достижений обучающихся в период
(2015 – 2017уч.год)
№ 2015-2016 (первое полугодие) 2015-2016 (второе полугодие) 2016-2017 (первое полугодие) 2016-2017 (второе полугодие)
1. Качество знаний 100% 100% 100% 100%
2. Средний балл 4.7 4.8 4.8 4.9

Так как данная работа была начата в 2015 году, сейчас носит ещё практический характер и до её обобщения (2020 год) я буду искать новые действенные педагогические технологии, применять их на практике, анализировать, сопоставлять. Считаю, что в развитии творческих способностей учащихся самое главное - это работать в системе, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей обучающихся.
Заключение
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы. Заметен интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по предмету и успешности во внеклассной деятельности. Трудоемкость опыта работы заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.
Представленный педагогический опыт, направленный на развитие творческих способностей, позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что в свою очередь становится почвой для духовного роста.
Заявленная тема ещё требует дальнейшего осмысления, более точной систематизации и анализа результативности. Использование новых педагогических технологий на уроках музыкального искусства позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, увеличить интерес к предмету, развить самостоятельность и критичность мышления. Благодаря методике, основанной на инновационных педагогических технологиях, я уверенна, чтосмогу получить возможность выхода на новый этап развития одаренной, творческой личности школьника.
А моё педагогическое кредо является моим стимулом в успешности и результативности данной работы: «Нет наивысшего наслаждения, нежели наслаждение творить». М.Гоголь
Литература
1.Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
2.Бузницкая Т.В. Современные педагогические технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html
3. Волков И. П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1988
4.Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика. Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/09_01.html
5.Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch4/glava_4_1.html
6.Подласый И. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.rin.ru
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
8.Сластенин В.А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.
9.Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
10. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Журавлева Л. Е..Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2006.
11.Что такое современные образовательные технологии? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://director.edu54.ru