Аналитическая справка адаптационного периода 1-х классов.docx


Аналитическая справка
по результатам исследования процесса адаптации к школе учащихся 1-х классов в 2010 учебном году
Цель обследования: определение уровня адаптации учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4» к учебной деятельности.
Задачи обследования:
Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности в начале учебного года.
Предложить рекомендации по повышению уровня адаптации к школе и оптимизации учебного процесса.
Методы обследования:
Методика «Общая ориентация в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей»
Диагностика «Определенные трудности обучения учащихся 1-х классов»
Организация обследования: Обследование проводилось с 25.09 по 08.10.10 года
Всего было обследовано 84 человека 1А, 1Б, 1В, 1Г классов.

Результаты обследования:
Сводная таблица результатов: Трудности уровня обучения учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4»
Цель обследования: определение уровня трудностей обучения учащихся 1-х классов в адаптационный период.

п./п. Вопросы 1А (20ч.) 1Б (23ч.) 1В (21ч.) 1Г (16ч.) Итого (80 ч.)
1. Хочешь ли ты ходить в школу? 19ч. 20ч. 19ч. 10ч. 68ч. */85%
2. Нравится ли тебе в школе? 19ч. /95% 20ч. /86% 21ч. /95% 14ч. /87% 3. Какие предметы ты выбираешь? Чтение-15ч.
Письмо-16ч.
Рисование-23ч.
Физкультура-18ч. Рисование-20ч.
Окружающий мир-21ч.
Азбука-9ч. Рисование-18ч.
Чтение-13ч.
Письмо-10ч. Математика 4. Нужна ли тебе помощь учителя? 12ч. /60% 10ч. /43% 12ч. /57% 6ч. /37% 5. Нужна ли тебе помощь родителей? 14ч. /70% 17ч. /73% 14ч. /66% 9ч. /56% 6. Какие предметы самые трудные?
Русский язык
Азбука
Математика
Письмо -
9ч.
1
10ч. -
9ч.
13ч.
1ч. 9ч.
-
12ч.
6ч. 8ч.
7ч.
7ч.
- 7. Какие трудности ты испытываешь в учебе? Читать –9ч.
Писать-10ч.
Устаю-11ч.
Читать –2ч.
Писать-3ч.
Учится-3ч.
Устаю-5ч.
Писать-6ч.
Учится-3ч.
Устаю-12ч.
Дом.задание-13ч.
Читать-6ч.
Писать-5ч.
Устаю -4ч. Выводы и результаты: Всего обследовано 80 учащихся 1-х классов.
Исходя, из ответов учащихся можно сделать заключение, что к началу учебного года к школьному обучению полностью адаптировались = 84,8% (68ч. из 80ч.) первоклассников. У 12 учащихся = 15% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации. Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию - (1,1%).
На основе этих ответов оценивались следующие характеристики:
Хочешь ли ты ходить в школу?=85%
Нужна ли тебе помощь родителей=67%
Нужна ли тебе помощь учителя?=50%
Какие предметы самые трудные?= азбука, математика, письмо
Какие трудности ты испытываешь в учебе?
читать-17ч./писать-18ч./домашнее задание-13ч./чувствую усталость-32ч.
Данное исследование не выявило детей с негативным отношением к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.
Рекомендации учителям:
Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание;
Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего;
С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой;
Учителя нашей школы «группу риска» определяют уже в июне, когда формируются первые классы;
Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса;
Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.

Рекомендации родителям:
Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха;
Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.
Рекомендации ребенку:
Ребенку необходимо успешно овладеть учебной деятельностью,
освоить школьные нормы поведения,
приобщиться к классному коллективу,
приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Сводная ведомость в адаптационный период учащихся 1-х классов МОУ «Гимназии №4»
Цель: определение общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей к началу учебного года в школе.
№ п./п. Вопросы 1А (24 ч.)
1Б (23ч.) 1В
(21ч.) 1Г (16ч.) Итого (84ч.)
1. Как тебя зовут? 24ч. 21ч. 21ч. 16ч. 97%
2. Сколько тебе лет? 24ч. 22ч. 21ч. 14ч. 96%
3. Как зовут твоих родителей? 24ч. 21ч. 21ч. 15ч. 96%
4. Как называется место, где ты живешь? 17ч. 20ч. 20ч. 8ч. 77%
5. Какой у тебя номер дома и квартиры? 14ч. 20ч. 11ч. 9ч. 64%
6. Каких животных ты знаешь? 24ч. 22ч. 21ч. 9ч. 90%
7. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев? 17ч. 21ч. 17ч. 8ч. 75%
8. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну? 21ч. 22ч. 17ч. 8ч. 80%
9. Назови предметы одежды и столовые приборы? 24ч. 21ч. 19ч. 10ч. 88%
Выводы: С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Обследовано и обработано 84 бюллетеней учащихся 1-х классов в адаптационный период. Из сводной таблицы следует выделить графу «Итоги» тестирования учащихся в процентном соотношении. Исходя, из ответов учащихся следует сделать выводы о том, что дети вполне грамотно определяются и ориентируются в окружающем мире. Трудными для ответов были такие вопросы:
Как называется место, где ты живешь? В 1Г классе - 8ч. (50%)
Какой у тебя номер дома и квартиры? В 1А классе -14ч. (58%); в 1В классе – 11ч.(52%); в 1Г классе – 9ч.(56%)
В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев? В 1А классе -17ч. (70%); в 1Г классе – 8ч.(50%)
Назови предметы одежды и столовые приборы? в 1Г классе – 10ч.(62%); в 1А классе -100%
Общая адаптация
Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать заключение, что в начале года к школьному обучению полностью адаптировались 85,3% первоклассников.
У 12% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации.
Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию (2,7%), проявляют негативную реакцию к школьному обучению. Они не готовы еще принять школьную систему. Вероятно, они малы возрастом или отношением среди одноклассников и учителя. Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно сказать, что девочки значительно лучше мальчиков адаптировались к новой социальной ситуации среди них на 20% больше учеников с высоким уровнем адаптации.
Лучше других в начале года адаптировались учащиеся 1А, 1Б и 1В классов - 83% учащихся, хуже других учащиеся 1Г класса – 61% .
К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 — 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Рекомендации:
Учителям:
1. Скорректировать свою работу с учащимися, имеющими трудности в социальной адаптации, с учетом полученных результатов.
2.Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.
3. По возможности облегчить режимные моменты, увеличив период пребывания детей на свежем воздухе, на переменах и прогулках использовать подвижные игры, игры с продуктивной физической нагрузкой, особенно для мальчиков, игры по правилам.
4. Использовать в своей деятельности методы, рекомендованные для работы с мальчиками и девочками.
Родителям:
5.Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха.
6. Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.
Психологу:
7. Провести индивидуальные консультации с учителями и воспитателями классов по результатам тестирования.
8. Провести индивидуальные консультации с родителями учащихся, имеющих стойкие затруднения в учебной деятельности и в адаптации к новым условиям и школьным требованиям.
9. Организовать коррекционно-развивающие занятия для учащихся из группы риска по программе «Поиграем в школу».
10. В апреле 2011 года провести повторное обследование учащихся на предмет динамики процесса адаптации отдельных учащихся.
Педагог-психолог: Кипкеева Р.А.