ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Е.Т.Пискарёва, воспитатель высшей категории, г.Ишим
Девизом психологической службы нашего дошкольного учреждения служат слова В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…»
Целью психологической службы является: сохранение психологического здоровья на всех этапах дошкольного детства.
Для реализации данной цели служат следующие задачи:
-обеспечение условий для психологического комфорта дошкольников;
-формирование ценностных установок в педагогическом коллективе.
Организуя психологическое сопровождение дошкольников мы руководствуемся такими принципами, как
-принцип профессиональной компетентности;
-принцип адекватности применяемых методик;
-принцип разделённой ответственности психолога;
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений;
-принцип системности.
При организации деятельности психологической службы руководствуемся нормативными документами. Это - Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, Конвенция о правах ребёнка, Современная концепция дошкольного воспитания, Положение о службе практической психологии в системе образования РФ, Проект концепции психологической службы образования, Устав МАДОУ ЦРР № 24, Положение о психологической службе детского сада №24.
Для сохранения психологического здоровья в нашем детском саду мы создаём такие условия как выстраивание образовательного процесса с учётом психологического возраста дошкольников, создание психологически комфортной развивающей среды, психологизация форм организации детской деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического роста ребёнка. Психологическое сопровождение адаптационного периода позволяет предупредит нежелательные отклонения в развитии детей.
Анализ ситуации позволил выделить ряд противоречий:
-между потребностью родителей в услугах детского сада и их внутренней неготовностью «отпустить» ребёнка к «чужим» взрослым;
-между высоким уровнем притязаний родителей (ожидание «быстрого» результата) и реальными возможностями и индивидуальными психофизическими особенности ребёнка;
-между стремлением педагогов к достижению запланированного результата и непониманием психологических основ адаптационного периода у ребёнка.
Данные противоречия обозначили проблему: непонимание воспитывающими взрослыми психологических основ адаптационного периода и отсутствие у них знаний о законах психофизического развития ребёнка, что не способствует благополучной адаптации ребёнка к условиям детского сада и препятствует достижению качества образовательного процесса
Вышеизложенное определяет актуальность и обосновывает выбор темы приоритетного направления психологической службы нашего ДОУ: психологическое обеспечение адаптационного периода ребёнка в детском саду.
В основу нашей деятельности была положена гипотеза: разработка и реализация модели организации адаптационного периода будет способствовать повышению психологической компетентности педагогов и родителей и позволит свести к минимуму риски адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Была поставлена следующая цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждении.
Определены задачи психологической службы для работы с детьми и задачи для работы с педагогами и родителями.
Задачи работы с детьми:
-преодоление стрессовых состояний в период адаптации;
-снятие эмоционального напряжения;
-снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
-развитие навыков взаимодействия друг с другом;
-формирование игровых навыков;
Задачи работы с воспитывающими взрослыми:
-обеспечение родителей и педагогов программой действий в адаптационный период;
-внедрение новых психолого-педагогических технологий;
-формирование активной позиции педагогов и родителей по отношению к процессу адаптации.
Выполнение всех задач приведёт к следующему результату:
-комфортное пребывание ребёнка в детском саду;
-формирование коллектива «воспитывающих взрослых» (родителей и педагогов);
-доверительное общение детей, педагогов и родителей;
-оптимизация детско-родительских отношений.
Нами была разработана модель организации адаптационного периода дошкольников. Структурно модель можно представить следующим образом:

Реализация данной модели включает в себя три этапа, которые затем конкретизируются за счёт разработки специальных программ, проектов, планов.
I
-проведение семинаров для педагогов;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей (устные, письменные, в виде информации на стендах);
-анкетирование родителей;
-сочинения родителей «Мой ребёнок».
II
-анализ результатов анкетирования, с целью выделения в анамнезе факторов, которые могут неблагополучно отразиться на психологической адаптации ребёнка (биологический и социальный аспекты);
-получение данных о ребёнке для выстраивания эффективного взаимодействия воспитателей с ребёнком, исходя из потребностей и индивидуальных особенностей ребёнка.
III
-реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации;
-разработка рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми.
Практическая значимость работы заключается в создании системы психологического обеспечения адаптационного периода ребёнка в детском саду.
Разработанная нами модель может быть использована в любых дошкольных образовательных учреждениях.