«Использование современных технологий, как одно из средств мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках музыки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белостолбовская средняя общеобразовательная школа
142050 РФ Московская область,, г.Домодедово, мкр.Белые Столбы, ул.Авенариуса, д.11,
тел\факс (496 79) 6-35-62. E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






"Использование современных
педагогических технологий
на основе
активизации и
интессификации деятельности учащихся
во внеурочном процессе."








Подготовила: Мазина Ирина Викторовна, учитель музыки высшей категории МАОУ Белостолбовской средней общеобразовательной школы г./о Домодедово, зам по В.Р. ,руководитель ШМО классных руководителей.



г. Домодедово
2012 г.



В системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей идеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие, на активизацию и интессификацию деятельности учащихся, создавая условия для самореализации, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие задачи:
Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития.
Обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.
Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для активизации и интессификации деятельности каждого ученика или коллектива в целом.
Без инновационного прорыва в применении современных педагогических технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования и уровня воспитанности выпускников.
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся школы.
В дополнительном образованиии и во внеурочной деятельности – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления наша школа предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
§ Военно-патриотическое.
§ Краеведческое.
§ Естественно-научное .
§ Культурологическое.
§ Информационные технологии.
§ Художественное
§ Музыкально-исполнительское.
§ Развивающее проектирование.
В различных формах дополнительного образования заняты все учащиеся, многие посещают несколько кружков.
Работа кружков строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Их реализация идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ).
Направления, формы, методы внеурочной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников (дискуссии, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность). Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, краеведческую и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьное научное общество, кружки по выбору. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников в нашей школе предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению для активизации и интессификации деятельности учащихся в области знаний с применением современных педагогических технологий.
Использование компьютерных технологий в школе – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, становится все более приоритетным и востребованным в внеурочной работе.
Применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе школы, позволяет разнообразить формы и средства воспитания ,активизируют и развивают творческую активность учащихся во внеурочной деятельности.
В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня учащимися школы под руководством учителей осуществляется:
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);
-  сканирование;
-  обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);
- создание звукового сопровождения и видеоизображения;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- подготовка творческих работ в электронном виде;
- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет -пространстве;
- отправка работ средствами Интернет и электронной почты;
-выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, афиши, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе). Вся продукция выпускается силами учеников, ответственных как за литературно-содержательную часть, так и за дизайн. Работа по набору текстов, сканированию графических материалов, тиражированию выполняется учащимися самостоятельно и под руководством учителя.
-уроки с использованием презентаций, Интернет-ресурсов.
- участие в научно-практических конференциях в рамках школы и района;
- организация выставок (тематических, авторских )
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- организация тематических вечеров эстетической направленности;
- информационные стенды;
-Проведение Дня знаний, уроков семейной любви и семейных ценностей использованием презентаций, видеороликов;
- занятия в школьных кружках;
Всё это способствует активизации и интессификации деятельности учащихся, всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ во внеурочной деятельности, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.
Для успешного осуществления творческой деятельности в школе есть необходимое информационно-технологическое оборудование: компьютерный класс, который соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, видеокамера, цифровой фотоаппарат.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.
.«Встреча с интересными людьми» специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Дебаты – одна из основных форм технологии проведения дискуссий. Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
Экскурсии , посещение концертов, театров, музеев.
Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Экскурсия может быть использована на любом этапе: как способ получения новой информации и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний, способствует расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.
В школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. Они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память.Посещение концертов, театров, музеев воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Для стимулирования внеурочно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении искусства в школах, районах, областях проводятся конкурсы, организуются выставки детского творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков .В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.
В работе кружков применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например: танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой и т. д .
В работе кружков применяется технология дифференцированного обучения.
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности.
Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между педагогами и учащимися.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (встречи с интересными людьми, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (концерты, спектакли, конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Существует разновидность школьных мероприятий включающих познавательную, игровую деятельность и соревновательность это, так называемый танцевальный конкурс, игра «КВН», презентация блюд, конкурс рисунков на разную тематику,что способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
Изучая тему «Блюда» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
Под методами воспитания понимают способы воздействия учителей на учащихся и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие учителей, с другой - организованная и целенаправленная деятельность учащихся. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Учителя разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают учащихся и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
«Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л.Н. Толстой
Творческая деятельность.
К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие экскурсии, школьные объединения, соревнования, конкурсы. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.
Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей, активизации и интессификации их деятельности являются факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.
Усвоению материала способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.
Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.
Театральная постановка ставит в центр внимания учащихся произведение искусства, активизируют деятельность учащихся, их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Подводя итоги, учащиеся сосредоточиваются на важнейших выводах и обобщениях.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.
Для раскрытия содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы.
В нашей школе существуют комплексы познавательных творческих дел ,мероприятий .
Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают активизацию и интессификацию деятельности учащихся ,укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения.
Эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном.
Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, развлекательной деятельности глубоко и
разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы.
С помощью обучения в кружках дети приобретают богатую дополнительную информацию, закрепляя их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, вырабатывают деловые качества.
Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива.
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются превращение школы Знания в школу Воспитания:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Личностный подход к школьнику.
Единство обучения и воспитания
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы:
формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
В школе проводятся тематические мероприятия и мероприятия по какому-либо юбилею. («70-лет Битвы под Москвой», »День победы», » 65 лет городу Домодедово», 200 –лет Отечественной войны 2012 года», «День России»).
При изучении истории, культуры России и произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека.
Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин .
Произведения классиков художественной литературы используются в музыкально-театрализованных мероприятиях.
Результат активизации и интессификации деятельности учащихся во внеурочном процессе может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому педагоги школы строят свою работу на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.



Заключение.
В связи с использованием педагогических современных технологий , на основе активизации и интессификации деятельности учащихся школа получила:
1. Хорошее качество результатов обучения и воспитания
2. Рост количества и качества достижений учащихся во внеурочной деятельности (по итогам конкурсов, участия в творческих и социальных проектах)
В данной работе были рассмотрены внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность школьникам посредством свободно избранной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, повышать уровень воспитания.
Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок также являются действенной формой развития талантов, выявлением творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования педагогических технологий во внеурочной деятельности, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.



















Список используемой литературы:
1. Каджаспирова Г.М. Педагогика - М.:Гардарики, 2007, -528с.
2. Подласный И.П. Педагогика - М.: Владос, 2005, -574 с.
3. Скалеренко А.Б. Общая педагогика - М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 2000, -519 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций - М.: Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
6. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
8. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 20
9. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
10. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
10. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
11. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в воспитательном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
12. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.











































15