Итоговый контроль по курсам Всеобщая история. История России. 5-9 классы.

Итоговый контроль
по курсу «История Древнего мира»
5 класс
Беседа по вопросам:
- Историю каких государств мы изучали в этом учебном году (показать по карте)? (Египта, Двуречья, Персии, Финикии, Индии, Китая, Греции, Рима)
- Человечество перешло от первобытности к цивилизациям. Что это означало? (Появились первые государства, города, было изобретено письмо, люди стали noдчиняться письменным законам, иметь гражданские права и обязанности)
- Что обозначает понятие «демократия»? (Это власть народа)
- Что обозначает понятие «республика»? (Обще дело)
Викторина «Где?»
- Где произошло объединение Северного и Южного царств и царь стал носить двойную корону? ( в Древнем Египте )
- Где был установлен республиканский строй в 509 (В Риме.)
- Где положено начало Олимпийским играм? (В Греции)
- Где произошла в 338 г. до н. э. решающая битва между греками и македонской армией? (Битва при Херонее)
- Где началось в 74 г. до н. э. восстание рабов под предводительством Спартака? (В Риме, город Капуя.)
- Где в I в. н. э. была изобретена бумага? (В Ките).
- Где изобрели шахматы? (В Индии).
Игра «Жили ли они?»
Ганнибал Перикл Гефест
Хеопс Г омер Ксеркс
Спартак Прометей Траян
Апполон Хаммурапи Нерон
Одиссей Кир Ашшурбанапал
Геродот Геродот Демокрит












Итоговый контроль по истории
Контрольное тестирование
по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI в.»
6 класс
I вариант
Выберите правильный ответ.
1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
а) необходимость отпора внешним врагам
б) тесные экономические связи между славянскими племенами
в) принятие христианства
г) Великое переселение народов
2. Холоп в Древней Руси это:
а) крестьянин общинник, зависимый от князя
б) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду
в) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам
г) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях
3. Высказывание Н.М.Карамзина: «Сей князь, названный Церковью Равноапостольным, заслуживает в истории имя Великого» посвящено
а) Святославу в) Ярославу Мудрому
б) Владимиру г) Владимиру Мономаху
4.Свод законов в Древнерусском государстве назывался:
а) Салическая правда в) Стоглав
б) Русская Правда г) Судебник
Литературный памятник XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц:
а) «Слово о полку Игореве»
б) «Домострой»
в) «Слово о погибели земли Русской»
г) «Поучение детям»
Ряд дат, связанный с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, это:
а) 1237 г., 1238 г.
б) 1240 г., 1242 г.
в) 1243 г., 1252 г.
г) 1262 г., 1263 г.
Одним из итогов правления Ивана Калиты было:
а) превращение Московского княжества в одно из сильнейших на Руси
б) избавление от ордынского ига
в) прекращение княжеских усобиц в Русской земле
г) образование единого Русского государства
Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:
а) Василий I
б) Иване III
в) Василии II Темном
г) Иване IV Грозном
Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:
а) удел
б) опричнина
в) земщина
г) посад
Самая известная работа Андрея Рублева:
а) икона Донской Богоматер
б) иконная картина «Церковь воинствующая»
в) «Троица»
г) роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле
Выберите правильные ответы.
Определите основные направления внешней политики в середине XVI в.:
а) ликвидация опасности границам на востоке
б) установление власти московского царя над Крымским ханством
в) создание морских портов на побережье Черного моря
г) борьба за выход в Балтийское море
д) присоединение важного стратегического и торгового центра Астрахани
е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юге-западе
Из перечисленных ниже исторических личностей входили в Избранную раду:
а) митрополит Филипп г) М. Скуратов
б) А. Курбский д) А. Адашев
в) И. Шуйский е) Сильвестр
Из перечисленных ниже положений отпоемте» к итогам деятельности Ивана III:
а) установление опричнины
б) свержение ордынского ига
в) присоединение к Московскому княжеству русских земель
г) проведение военной реформы
д) изменения в управлении страной
е) введение системы приказов
ж) принятие общерусского свода законов
Из указанных произведений посвящены борьбе русского народа с монголо-татарским игом:
а) «Моление»
б) «Сказание о Мамаевом побоище»
в) «Задонщина»
г) «Сказание о князьях владимирских»
д) «Песня о Щелкане Дудентьевиче»
е) «Житие Сергия Радонежского»
Установите правильное соответствие между датами и событиями:
1410 г. а) стояние на Угре
1480 г. б) присоединение Астраханского ханства
1549 г. в) начало опричнины Ивана Грозного
4) 1556 г. г) Грюнвальдская битва
5) 1565 г. д) первый Земский собор
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
вече а) органы центрального управления
поместье в Российском государстве, ведав-
полюдье шие определенной сферой
приказ государственной жизни
вотчина б) объезд князем и дружинной под
властных племен с целью сбора дани
в) земельное владение, передаваемое по наследству
г) народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни города
д) земельное владение, дававшееся дворянам за службу
Установите правильное соответствие между произведением и автором.

1) «Слово о Законе и Благодати» а) Даниил Заточник
б) Нестор
2) «Поучение детям» в) Иларион
«Житие Бориса и Глеба» г) Владимир Мономах
«Моление»
Установите хронологическую последовательность событий:
а) правление Владимира Мономаха
б) правление князя Юрия Долгорукого в Суздале
в) месть княгини Ольги древлянам
г) начало составления письменного свода законов Русская Правда
д) походы князя Олега на Константинополь
Установите соответствие между историческими личностями и событиями:
князь Святослав а) московская усобица
Владимир I б) введение «заповедных лет»
Иван III
Василий II Темный в) разгром Хазарского каганата
Иван IV Грозный
г) «стояние на Угре»
д) крещение Руси
Расположите исторические лица в хронологическом порядке их деятельности:
а) Тохтамыш
б) Мамай
в) Чингисхан
г) Ахмат (Ахмед)
д) Батый

II вариант
Выберите правильный ответ.
1. Причиной гибели князя Игоря стало:
а) желание князя восстановить свое право сбора дани у вятичей
б) поражение княжеской дружины в походе против Византии
в) нарушение князем договора о сборе дани с древлян
г) отказ родимичей платить положенную дань князю
2. Н. М. Карамзин строки: «От реки Дона, проложив себе путь к Боспору Киммерийскому, сей Герой мог утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна нь древнего могущества Каганов- посвятил князю:
а) Олегу в) Владимиру
б) Святославу г) Ярославу Мудрому
Итогом княжеского съезда в Любече было:
а) установление принципа княжения, закреплявшее начавшееся разделение Русских земель
б) объединение всех военных сил княжеств для отпора внешним врагам
в) укрепление власти великого киевского князя
г) установление нового порядка сбора дани
Укажите ряд дат, связанных с походами Батыя на Русь:
а) 1212 г., 1223 г., 1227 г.
б) 1237 г., 1238 г., 1240 г.
в) 1242 г., 1245 г., 1246 г.
г) 1252 г., 1262 г., 1263 г.
В результате Куликовской битвы:
а) было ликвидировано ордынское иго
б) русские войска одержали победу над главными силами Орды
в) монголо-татары сожги много городов и крепостей
г) произошел распад Золотой Орды
Высший совет при князе (царе) это:
а) Боярская дума в) государев двор
б) Земский собор г) Сенат
Начало становления крепостного права связано с:
а) Русской Правдой
б) «Правдой Ярославичей»
в) Судебником Ивана III
г) Судебником Ивана IV Грозного
На царство в 1547 г. венчался:
а) Василий II в) Василий III
б) Иван III г) Иван IV
Вершиной русского зодчества является архитектурный памятник, построенный в середине XVI в.:
а) Успенский собор Московского Кремля
б) Грановитая палата
в) Покровский собор
г) Церковь Спаса на Нередице
Из названных событий относится ко времени опричнины:
а) собрание первого Земского собора
б) разгром Новгорода
в) создание стрелецкого войска
г) осада Пскова
Выберите правильные ответы.
Определите черты централизованного государства, формирование которого проходило в XVI в.:
а) новое территориальное деление страны, не совпадавшее с прежними независимыми уделами
б) введение единой системы мер и весов
в) наличие сословно-представительного учреждения
г) развитие помещичьего землевладения
д) установление единой монетной системы
е) создание общегосударственного свода законов
Из нижеперечисленных стран были противниками России в Ливонской войне:
а) Османская империя
б) Речь Посполитая
в) Швеция
г) Священная Римская империя
д) Англия
е) Дания
Определите реформы, осуществленные Избранной радой:
а) принятие закона Русская Правда
б) изменения в порядке владения землей
в) создание приказов
г) издание общерусского свода законов
д) введение общерусской монеты
е) отмена кормления и ограничения местничества
ж) создание стрелецкого войска
Определите, какие памятники архитектуры относятся к эпохе Ивана III:
а) Дмитриевский собор
б) Грановитая палата
в) Успенский собор
г) Покровский собор
д) церковь Федора Стратилата
е) Архангельский собор
Установите правильное соответствие между датами и событиями:
1223 г. а) Невская битва
1147 г. б) начало походов Батыя на Русь

з) 1185 г. в) битва на реке Калке
1237 г. г) первое упоминание о Москве
1240 г. д) поход князя Игоря Святославича
против половцев, «Слово о полку Игореве»
Установите хронологическую последовательность событий:
а) взятие Тохтамышем Москвы
б)Ливонская война
в) великое владимирское княжение Александра Невского
г) присоединение Новгорода к Московскому государству
д) битва на реке Сити
17. Установите соответствие между произведением и автором:
«Повесть временных лет» а) Сафоний Рязанец
«Слово» б) Афанасий Никитин
«Хождение затри моря» в) Нестор
4) Задонщина» г) Даниил Заточник
18.Установите правильное соответствие между понятиями и определениями:
а) торгово-ремесленная часть русского города
б) порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии со службой предков, а не за личные заслуги
в) община земледельцев в Древней Руси
г) содержание должностных лиц за смет местного населения
д) владение, выделявшееся представителям княжеского рода, которое со временем становилось самостоятельным
19. Установите правильное соответствие между историческими личностями и событиями:
Яросла и Мудрый а) сражение на реке Воже
Александр Невский б) подавление восстания в Твери
Дми трий Донской против Чолхана – (Щелкана)
Иван Калита
5) Иван III в) полный разгром печенегов
г) установление Юрьева дня
д) Ледовое побоище


20. Расположите исторические лица в хронологическом порядке их деятельности:
а) Ермак Тимофеевич
б) Иван Калита
в) Василий II Темный
г) Сергий Радонежский
д) Нестор

Ключи к тестам:
I вариант
1 а; 2 в; 3 б; 4 б; 5 а; 6 б; 7 а; 8 –б; 9 в; 10 в; 11 а, г, д; 12 б, д, е; 13 б, в, д, ж; 14 б, в, д, ж; 15 1 г, 2 а, 3 д, 4 б, 5 – в; 16 1 г, 2 д, 3 б, 4 а, 5 в; 17 1 – в,
г, 3 б, 4 а; 18 д, в, г, а, б; 19 1 в, 2 – д,
г, 4 а, 5 б; 20 в, д, б, а, г.
II вариант
1 в; 2 б; 3 а; 4 б; 5 б; 6 а; 7 в; 8 – г; 9 в; 10 б; 11 б, д, е; 12 б, в, е; 13 в, г, е , ж; 14 б, в, е, ж; 15 1 в, 2 г, 3 д, 4 б, 5 – а; 16 д, в, а, г, б; 17 1 в, 2 г, 3 б, 4 а; 18-1 в, 2 г, 3 д, 4 б, 5 а; 19 1 в, 2 – д, 3 а, 4 б, 5 г; 20 г, б, а, д, в.

















Контрольное тестирование
по курсу «История России. Конец XVI – XVIII вв.»
7 класс
I вариант
Выберите правильный ответ.
1. Указ об «урочных летах»:
а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
2. Началом конца Смутного времени можно считать:
а) освобождение Москвы от интервентов
б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова
в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове
г) вступление на престол Алексея Михайловича
3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:
а) борьба за выход в Балтийское море
б) получение выхода в Черное море
в) отношения с Речью Посполитой
г) отношения с Турцией
4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин
а) о выходе Дании из войны со Швеции
б) о снятии осады польскими войсками Риги
в) о поражении русских войск под Нарвой
г) о Прутском походе
5. Высший церковный орган при Петре I:
а) Монастырский приказ
б) Главный магистрат
в) Правительствующий сенат
г) Синод
Россия стала империей после:
а) Азовского похода
б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
в) Прутского похода
г) Северной войны
Усиление роли дворянской гвардии в 17251762 гг. в государственных делах:
а) способствовало укреплению самодержавия
б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
г) привело к конфликтам и потрясениям
Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:
а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II
б) Петра III г) Павла I
Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины П привели к:
а) Медному бунту
б) восстанию под предводительством К. А. Булавина
в) восстанию под предводительством С. Разина
г) крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
Событие, которое произошло раньше других
а) издание первой печатной газеты «Ведомости»
б) открытие С. И. Дежневым пролива между Азией и Америкой
в) появление первого публичного профессионального театра
г) открытие Кунсткамеры, первого естественнонаучного музея в России
Выберите правильные ответы.
Основные итоги победы России в Северной войне:
а) потеря Россией выхода в Азовское море
б) возращение Швеции Финляндии, кроме Выборга
в) включение в состав России Восточной Белоруссии и части Ливонии
г) обеспечение выхода в Балтийское море
д) провозглашении России империей
е) признание в составе России Левобережной Украины и Киева
ж) включение в состав России Эстонии, Литвы, Ингерманландии
Из перечисленных мероприятий относятся к царствованию Екатерины II:
а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии
Из перечисленных деятелей относятся ко времени царствования Алексея Михайловича:
а) В. В. Голицын
б) A. Л. Ордин-Нащокин
в) патриарх Филарет
г) С. Ф. Апраксин
д) П. П. Ляпунов
е) Б. М. Хмельницкий
ж) А. Г. Разумовский
з) патриарх Никон
и) Симеон Полоцкий
к) протопоп Аввакум
Установите правильное соответствие:
1) 16321634 гг. а) русско-турецкая война
2) 17001721 гг. б) участие России в войне за «польское наследство»
3) 17331735 гг. в) Смоленская война
17681774 гг. г) Северная война
Установите правильное соответствие:
1) Б. Годунов а) Крымские походы
2) Алексей Михайлович б) Прутский поход
в) Азовские походы
3) В. В. Голицын г) учреждение патриаршества
4) Петр I д) воссоединение Украины с Россией
е) Соборное уложение
Установите правильное соответствие:
всероссийский рынок
меркантилизм
мелкотоварное производстве
протекционизм
отходники
посессионные крестьяне
а) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке
б) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров
в) экономическая политика государства, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, поддержке купечества и поощрении отечественного производства
г) усиление хозяйственных связей и обмен товарами между разными частями России, основанный на экономической специализации территорий
д) государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях
е) крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы
17. Установите правильное соответствие:
1) Симон Ушаков а) архитектор
2) А. Ф. Зубов б) поэт
3) А. П. Сумароков в) иконописец
4) Г. Р. Державин г) портретист
5) Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры
6) М. Ф. Казаков е) автор трагедий и комедий
II вариант
Выберите правильный ответ.
В период Смутного времени в Россию вторглись войска:
а) Османской империи, Крымского ханства
б) Пруссии и Дании
в) Польши и Швеции
г) Саксонии и Пруссии
Соборное уложение утвердило:
а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу
в) 15-летний сыск беглых крестьян
г) прикрепление к земле государственных крестьян
3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
б) церковной реформы середины XVII в.
в) упразднения патриаршества
г) секуляризации церковных земель
4. Главной отличительной чертой развития культуры XVII в. стало:
а) активное проникновение и насаждение западноевропейских образцов
б) возрождение и дальнейшее развитие каменного зодчества
в) значительное расширение системы образования
г) начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви
5. При Петре I армия формировалась на основе:
а) всеобщей воинской повинности
б) сбора дворянского ополчения
в) рекрутской повинности
г) наемного войска
6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:
а) ликвидации местничества
б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
в) определении правил поведения чиновников
г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:
а) изгнание шведов с территории России
б) восстановление Северного союза
в) присоединение к Северному союзу Пруссии
г) перелом в войне в пользу России
Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:
а) Екатерины I
б) Анны Иоанновны
в) Елизаветы Петровны
г) Екатерины II
К «политике абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
а) созыв Уложенной комиссии
б) генеральное межевание земли
в) губернская реформа
г) указ о единонаследии
Из событий произошло позже других:
а) введение нового летосчисления
б) создание Академии наук
в) открытие Московского университета
г) открытие Славяно-греко-латинского училища
Выберите правильные ответы.
Условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора:
а) присоединение к России территорий между Южным Бугом и Днепром
б) подтверждение присоединения Крыма
в) переход к России крепостей Керчь и Еникале на Азовском море
г) возвращение Турции Азова
д) признание Турцией независимости Крымского ханства
е) установление границ между Россией и Турцией по реке Днестр
ж) право русского флота беспрепятственно проходить через черноморские проливы в Средиземное море
12.Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
13. Из перечисленных полководцев успешно действовали в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.:
а) П. А. Румянцев
б) И. И. Шувалов
в) А. Г. Орлов
г) Б. П. Шереметев
д) Г. А. Спиридов
е) А. В. Суворов
ж) П. С. Салтыков
з) Ф. Ф. Ушаков
и) Б. К. Миних к) Ф. А. Головин
14. Установите правильное соответствие.
1) 16541667 гг. а) участие России в Семи летней войне
2) 1741 1743 гг. б) русско-турецкая война
3) 17571762 гг. в) русско-польская война
4) 17871781 гг. г) русско-шведская война

15. Установите соответствие.
Алесей а) «Манифест о вольности Михайлович дворянства»
Петр I б) раскол в Русской православной церкви
Петр III в) Смоленская война
Екатерина II г) Гангутское сражение
д) присоединение к России Крыма
е) Великое посольство в страны Западной Европы
16. Установите соответствие.
1) владельческие а) дворцовые крестьяне, которые вместо
крестьяне уплаты подати работали на мануфактурах
2) черносошные б) крестьяне, вынужденные уходить на
крестьяне заработки из родных мест как на мануфактуры,
так и на сельскохозяйственные работы
3) приписные в) крестьяне, находившиеся во владении
крестьяне частных лиц
4) отходники г) лично свободные крестьяне, владевшие
общинными землями и несшие государствен-
ные повинности
5) подушная д) часть государственного налога, определенного
подать властью для городской и сельской общины и
распределенного между дворами
6) подворная е) основной прямой налог, взимавшийся с
подать мужского населения податных сословий,
вне зависимости от возраста.

17. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его творчества.
1) И. Н. Никитин а) композитор
2) Д. Трезини б) скульптор
3) Н. М. Карамзин в) портретист
Д. И. Фонвизин г) историк, писатель
5) Э. М. Фальконе д) драматург, автор комедий
6) Д. С. Бортнянский е) архитектор

Ключи к тестам
I вариант
1- б; 2 - б; 3 - в; 4- в; 5 - г; 6 - г; 7 - б; 8 - в; 9 - г; 10 – б; 11 – б, г, д, ж; 12- а, г, д, ж, и, к; 13 - б, в, е, з, и, к; 14- 1 - в, 2 – г, 3 – в, 4 а; 15- 1 г, 2 д, e, 3 а, 4 б, в; 16 – 1 –г, 2 – в, 3 а, 4 б, 5 е, 6 д; 17 - 1 в, 2 – д, 3 –е, 4 б, 5 г, 6 а.
II вариант
1- в; 2 - а; 3 - б; 4 - г; 5 - в; 6 - г; 7 - г; 8 - б; 9 - а; 10 - в; 11 –а, в, д. ж; 12 – б, г, е, ж, и, к; 13 - а, в, д, е, з; 14 - 1 в, 2 г, 3 а, 4 б; 15 – 1- б, в, 2 г, е, 3 а, 4 д; 16- 1 в, 2 г, 3 а, 4 – б, 5 - е, 6 д; 17 - 1 в, 2 д, 3 г, 4 е, 5 б, 6 – а.




























Итоговый контроль по истории
Контрольное тестирование
по курсу «История России. XIX в.»
8 класс
I вариант
1. Выберите правильный ответ:
а) к началу XIX в. в России основными видами транспорта оставались:
1) железнодорожный, водный
2) водный, гужевой (с тягловой силой)
3) колесный, санный
4) паровой, гужевой
б) по форме правления Россия являлась:
1) ограниченной монархией
2) самодержавной монархией
3) республикой
4) бюрократией
в) первый республиканский проект переустройства общества принадлежал:
1) А. Н. Радищеву
2) Н.М. Муравьеву
3)М. М. Сперанскому
4) П. И. Пестелю
г) в начале 60-х гг. в молодежной среде получает распространение особый тип человека, отрицающего общепринятые моральные ценности и идеалы:
1)марксиста 3) нигилиста
2)народника 4) социалиста
д) А. М. Горчаков мирным путем добился:
1) создания франко-русского союза
2) подавления сопротивления черкесских племен
3)присоединения Туркестанского края
4)выведения России из международной изоляции
е) слова «Россия не сердится, Россия сосредоточивается!» принадлежат:
1)Александру II 3) Н. К. Гирсу
2)Александру III 4) А. М. Горчакову
ж) особая форма организации войск в 1810 1857 гг., вводимая с целью уменьшения расходов на содержание армии, это:
1) рекрутская система
2) военные поселения
3) всеобщая воинская повинность
4) народные ополчения
2. Выберите верные утверждения:
а) к середине XIX в. кризисные черты классического помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, проявлялись в:
1) отсталой технике
2) разорении крестьянских хозяйств
3) росте производительности труда крестьян в поместьях
4) втягивании сельского хозяйства и товарно-денежные отношения
5) переводе крестьян на оброк
б) реформирование государственной деревни в 1837 1841 гг. было связано с:
1) именем Е. Ф. Канкрина
2) введением крестьянского самоуправления
3)образованием сельских обществ
4)созданием школ и больниц в деревнях
5)вспыхнувшими «холерными бунтами»
в) при Александре III меры, предпринимавшиеся для облегчения положения крестьян:
1)отмена временнообязанного состояния
2) разрешение переселяться на другие земли
3)постепенная отмена подушной подати
4)ограничение выхода из общины .
5)предоставление дешевых кредитов для покупки земель
г) территории, которые Россия присоединила во второй половине XIX в.:
1)Уссурийский край
2)Аляска
3)о. Сахалин
4) земли в Средней Азии
5)их народов Кавказа
6)все вышеперечисленное
д) к началу 90-х гг. Россия решила ряд внешнеполитических задач:
отменила условия Парижского договора
вступила в выгодный союз с Францией
утвердилась в Средней Азии
окончательно устранила внешнеполитические противоречия в Европе
помогла в создании самостоятельных славянских государств на Балканах
все вышеперечисленное
е) консервативные деятели второй половины XIX в.:
Ю. Ф. Самарин
Д. А. Толстой
В. О. Ключевский
К. П. Победоносцев
вел. кн. Константин Николаевич
3.Расположите в хронологической последовательности периоды правления:
а) Александра Александровича
б) Александра Павловича
в) Николая I
г) Александра II
4. Установите соответствие:
а) сословие 1) пролетариат
б) класс 2) купечество
3) врачи
4) дворянство
5) помещики
6) буржуазия
Укажите принцип образования ряда:
1861г., 1863 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г.
О чем идет речь?
Политическое и философское направление, выступающее за парламентский строй, свободу предпринимательства и демократические права личности.
О ком идет речь?
Выпускник Царскосельского лицея. Светлейший князь, российский дипломат, канцлер (с 1867г.)Министр иностранных дел. Добился отмены oграничительных статей Парижского мирного догони ра 1856 г., вернув Россию в разряд ведущих держав. Участник создания «Союза трех императоров». Обеспечил нейтралитет европейских держим в русско-турецкой войне 18771878 гг.
Из циркуляра министра народного просвещения попечителям учебных округов:
«Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».
Назовите фамилию этого министра.
Почему сформулированная министром знаменитая «триада» на долгие десятилетия стала идейной основой политики российских императоров?

II вариант
1. Выберите правильный ответ:
а) крестьянство в России к началу XIX в. составляло:
1% 2) 10 % 3) 50 % 4) 90 %
б) в России XIX в. форма правления:
монархия
ограниченная монархия
унитарное государство
сословно-представительная монархия
в) в начале 60-х годов в молодежной среде особый тип человека, отрицающего общепринятые моральные ценности и идеалы:
марксист 3) революционер
2)социалист 4) нигилист
г) первая женщина, казненная в России за «политику»:
Вера Засулич
Вера Фигнер
Софья Перовская
Зинаида Коноплянникова
д) «Освободителем» называли:
Александра I 3) Александра III
Александра II 4) Николая I
е) либеральная реформа, начатая в 1864 г.:
военная 3) университетская
2)земская 4) городская
ж) крестьяне после реформы 1861 г. до заключения земельной сделки с помещиком находились в состоянии:
обязанном 3) приписном
посессионном 4) временнообязанном
2. Выберите верные утверждения:
а) либеральные деятели второй половины XIX в.:
1)Д.А. Толстой
2) Ю. Ф. Самарин
Н. X. Бунге
Д. А. Милютин
К. П. Победоносцев
б) полномочия российского императора:
принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть
разделение общества на сословия и классы
являлся фактическим главой Русской православной церкви
организация выборов в органы местного сдми управления
утверждение состава Госсовета, Сената, губернаторов
в) кризисные черты помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, к середине XIX и. проявлялись через:
1) распространение натурального хозяйства
перевод крестьян на месячину
рост производительности труда
техническая отсталость
перевод крестьян на оброк
г) реформирование государственных деревень:
было проведено П. Д. Киселевым
усилило различия в положении крепостных и государственных крестьян
затронуло крепостных мелкопоместных дворян
было проведено в 1839 1843 гг.
вызвало «картофельные бунты» крестьян
д) в ходе проведения крестьянской реформы произошли следующие изменения:
1) была разрушена крестьянская община
2) появился слой «временнообязанных» крестьян
3) крестьянские земельные наделы повсеместно увеличились
4) возникла частная собственность на землю
5) крестьяне получили личную свободу
е) территории, присоединенные к России в XIX и :
1) Грузия 4) Поволжье и Урал
2)Средняя Азия 5) Аляска
Крым 6) о. Сахалин
Расположите в хронологической последовательности периоды правления:
а) Александра Александровича
б) Александра Павловича
в) Александра II
г) Николая I
Установите соответствие:
а) восстание на Сенатской 1) 1 марта 1881 г. площади
б) убийство Александра II 2) 14 декабря 1825 г.
в) Бородинское сражение 3) 19 февраля 1861 г.
г) отмена крепостного права 4) 26 августа 1812 г.
Укажите принцип образования ряда:
Д. В. Каракозов, А. К. Соловьев, И. И. Гриневицкий
О чем идет речь?
В. И. Ленин называл эти органы самоуправления «пятым колесом в телеге русского государственного управления». Но в то же время, хотя и с оговорками, признал, что это был «кусочек конституции».
О ком идет речь?
Доверенное лицо императора Александра Павловича в течение ряда лет. Стал активным проводником реформаторских идей в ходе переустройства государственного аппарата. Впоследствии занимался кодификацией законов, читал курс правоведения наследнику будущему Александру II.
Из статьи Н. В. Гоголя:
«При имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. ... В нем ... заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...»
О ком идет речь?
Какие события русской истории первой половины XIX в., проблемы развития страны нашли свое отражение в литературе того времени?

Ключи к оцениванию
I вариант
1: а-2, 6-2, в-4, г-3, д-4, е-4, ж-2. 2: а-1, 2, 5, 6-2, 3, 4, в-1, 2, 3, 5, г-1, 3, 4, 5, д-1, 2, 3, 5, е-2, 4. 3: б, в, г, а. 4: а-2, 4, 6, 6-1, 3, 6,7. 5: годы проведения либеральных реформ Александра II. 6: либерализм. 7: А. М. Горчаков. 8:1-С. С. Уваров; 2-Теория «официальной народности» объявляла «самодержавие», освященное православной церковью, центральным элементом и провозглашало его единственной формой государственного устройства. Слова министра были созвучны настроениям широких общественных кругов, прежде всего консервативных. Вера в «доброго царя» продолжала жить в народе. Понятие «народности» органично вырастало из литературных, философских исканий дворянской интеллигенции, родилось в обществе, а не насаждалось «сверху». Это была, в сущности, программа культурно-национального развития, основанная на государственном вмешательстве в общественную жизнь, ее регулировании.
II вариант
1: а-4, б-1, в-4, г-3, д-2, е-2, ж-4. 2: а-2, 3, 4, б-1, 3, 5, в-2, 4, 5, г-1, 2, 4, д-2, 5, е-1, 2, 6. 3: б, г, в, а. 4: а-2, 6-1, в-4, г-3. 5: революционеры-народники, исполнители покушений на Александра II. 6: земства. 7: о М. М. Сперанском. 8: 1 о А. С. Пушкине; 2 среди событий, нашедших отражение в литературе первой половины XIX в., следует выделить Отечественную войну 1812 г., вызванный ею патриотический подъем, аракчеевщину, восстание декабристов, вхождение Закавказья в состав России. К проблемам, которые поднимала русская литература, можно отнести темы самодержавия, крепостничества, поиска путей развития российского общества, места и роли народа в истории, человека и гражданина, значения поэзии, поэта и литературы в жизни общества.
Итоговый контроль по истории
Контрольное тестирование
по курсу « Россия в XX – начале XXI вв.»
9 класс
I вариант
1. Какие черты характеризовали российское общество в начале XX века?
а) четкое разделение общества на классы
б) сохранение в обществе сословного деления
в) наличие в общественном укладе черт феодального и буржуазного обществ
2. Когда проходила русско-японская война?
а) 1903-1905 гг.
б) 1904-1905 гг.
в) 1904-1906 гг.
Почему первая российская революция потерпела поражение?
а) царское правительство воспользовалось помощью иностранных армий
б) началась первая мировая война
в) в стране начались либеральные реформы
Каковы итоги Февральской революции в России?
а) образование конституционной монархии
б) складывание двоевластия
в) провозглашение демократических реформ
Первыми декретами большевиков были?
а) декрет о мире
б) декрет о национализации промышленности
в) декрет о свободных выборах Учредительного собрания
г) декрет о передаче земли крестьянам
6. Каковы черты политики «военного коммунизма»?
а) отмена трудовой повинности
б) отмена товарно-денежных отношений
в) введение продразверстки
г) разрешение частной торговли
7. Каковы основные идеи нэпа?
а) разрешение частной торговли
б) возврат товарно-денежных отношений
в) разрешение внешней торговли частным лицам
8. Каким сражением начался коренной перелом в Великой Отечественной войне?
а) обороной Севастополя
б) битвой за Москву
в) Сталинградской битвой
г) выходом советских войск на государственную границу СССР

9. Какое название получило противостояние бывших союзников по антигитлеровской коалиции после войны?
а) «доктрина Трумэна»
б) «холодная война»
в) «гонка вооружений»
10. Какая из реформ экономики в СССР была самой успешной?
а) косыгинская реформа 1965-1970 гг.
б) продовольственная программа 1982 г.
в) жилищное строительство 1985 г.

II вариант

1. Что являлось отличительной чертой экономики России в начале XX века?
а) отсутствие иностранных инвестиций
б) многоукладный характер экономики
в) высокие темпы роста тяжелой промышленности
г) невмешательство государства в рыночные механизмы
2. Каковы причины первой российской революции?
а) отказ Николая II от проведения либеральных реформ
б) высокие темпы роста тяжелой промышленности
в) малоземелье крестьянства
Кто осуществлял реформаторскую политику после революции?
а) С. Ю. Витте
б) А.И. Гучков
в) П.А. Столыпин
Какие страны участвовали в интервенции в Россию?
а) Англия
б) Германия
в) Испания
г) Япония
5. В каком году советское правительство перешло к новой экономической политике?
а) 1918 г.
б) 1919 г.
в) 1920 г.
г) 1921г.
6. Какие промышленные объекты были построены в ходе первой пятилетки?
а) Камский автомобильный завод
б) Магнитогорский металлургический комбинат
в) Днепрогэс
7. Какие из перечисленных событий имели место в СССР в 30-е гг. XX века?
а) судебные процессы над врагами народа
б) расширение территории СССР
в) разоблачение «культа личности»
8. Назовите дату безоговорочной капитуляции фашистской Германии?
а) 2 мая 1945 г.
б) 8 мая 1945 г.
в) 9 мая 1945 г.
9.Кому из советских писателей присуждалась Нобелевская премия?
а) Б. Васильев
б) М. Шолохов
в) В. Шукшин
г) Б. Пастернак
10.Какие из перечисленных реформ способствовали демократизации советского общества в период перестройки?
а) провозглашение политики гласности
б) отмена 6-ой статьи Конституции СССР
в) установление чрезвычайного положения в стране

Ключи к тесту:
I вариант
1. а, в; 2. б; 3. в; 4. б, в; 5. а, г; 6. б, в; 7. а, б; 8. в; 9. б; 10. а.

II вариант
1. б, в; 2. а, в; 3. в; 4. а, г; 5. г; 6. б, в; 7. а, б; 8. б; 9. б, г; 10. а, б.



вервь
кормление
уделы
4)местничество
5) посад





15