Презентация на тему Виды работ над техникой чтения


Виды работ над техникой чтения Войткевич М.ММБОУ Чупинская СОШ. Жужжащее чтение Что такое жужжащее чтение?Это такое чтение, когда всеученики читают одновременно вслух, вполголоса каждый своим темпом Ежеурочные пятиминутки чтения В начале каждого урока дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики Частота тренировочных упражнений Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения ( по 5-7 минут небольшими порциями три раза в день,чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы, отбивающей желание читать). Приём стимулирования учащихся В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно). Чтение в темпе скороговорки   Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь. зрительных диктантов Тесты зрительных диктантов ( по И. Т. Федоренко). Читательские дневники Заключается в ежедневном домашнем чтении. Результат фиксируется в читательском дневнике, который заполняется родителями, а потом проверяется учителем.На первом этапе учитель стимулирует записями в дневнике словами «Молодец!»,«Умница!», «Так держать!» , а затем выставляет оценки. Дата Название книги Кол-во минут Подпись родителей Оценка Подпись учителя Читательские дневники Чтение перед сном Чтение перед сном дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. «Обгонялки» В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.Избегайте утомления.Закрепите ситуацию успеха.Похвалите ребенка. “Буксир” Первый вариант.Суть упражнения “Буксир” заключаетсяв чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читаетвслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. “Буксир” Второй вариантУпражнение заключается в одновременномчтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, которыйдолжен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует егопримеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове. Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз.Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память, поле зрения. «Прятки» Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, ученик должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. “Игра в прятки”: Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится. “Бросок – засечка” Цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”.Когда раздается команда “Засечка”, читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза инесколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях.По команде “Бросок” ребенок долженотыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. “Молния” Цель -  чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух.Переход на чтение в максимально ускоренномрежиме осуществляется по команде учителя:“Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/и до 2 минут /после освоения упражнения/.Тренировки могут проводиться по несколько на каждом занятии чтением, при этомв качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Учитель говорит , что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать. Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга. Чтение перевернутого текста: Цель – формирование в памяти ребёнка целостных эталонов букв, развитие умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов Использование таблицы Шульте. Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадаетменьше букв (частей строк), чем вообще возможно. Засекается время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30,при этом показывая их.При частом применении этих таблицвремя сокращается, счет можно вестив обратном порядке, т.е. от 30 до 1..  Ресурсы Готов ли Ваш малыш к школе? (часть 3) Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения Автор: Осьмакова М.В. Литература:1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с. 2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25. 4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")