Конспект урока географии «Моря и океаны. Явления природы: штормы и ураганы»


Конспект урока географии 6 класс


Половинкина Е.В.
Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии и биологии»
Предмет: география 6 класс
Тема урока: «Моря и океаны. Явления природы: штормы и ураганы»
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для формирования представлений о крупных водоёмах и явлениях природы.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием море, океан, ураган, шторм; выявить знания о болоте;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, установлении соответствий и причинно-следственных связей; - воспитывать интерес к уроку географии.
Средства обучения: слайдовая презентация, карточки


1. Организация начала урока.
Цель: создание благоприятного эмоционального климата в классе.


Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Дети стоят на местах




Учащиеся из букв составляют слова, исключают лишнее.
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
На столах у вас в порядке
Лежат книжки и тетрадки?

Буквы перепутались. Прочтите слова и найдите лишнее.

ОРОЗЕ, УДРП, РАЕК, НИВАНРА, ТЛООБО

Разгадайте ребус (болото)








Слайд № 1

Слайд №2

2. Проверка домашнего задания.
Задачи:
-повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях
- корригировать мышление на основе упражнений на установление соответствия, сравнения.

Дети показывают номер правильного ответа

Работают индивидуально



Дети выполняют тест.
Зачитывают по одному вопросу и вариант ответа.




Дети показывают цифру правильного ответа.
1. Тестовое задание.

Найти правильный вариант ответа и обвести кружком.

- Как назвать одним словом?
- Каким условным цветом обозначены водоемы?

2. Программируемый опрос.

Водный поток, который течет в сделанном им углублении в земле.
Впадина на поверхности земли, заполненная водой
Мелкие реки, впадающие в более крупные.
Участок сильно увлажненной земной поверхности, поросший влаголюбивой растительностью.
Вода просачивается сквозь водопроницаемые горные породы до водонепроницаемых, вода ищет себе выход на поверхность и образует. .
Искусственный водоём, созданный человеком.
На этих водоемах добывают полезное ископаемое – торф.










Слайд №3

1.Озеро
2. Река
3. Пруд
4. Притоки
5. Болото
6. Родник








Фронтальная проверка.

3. Сообщение темы и цели урока.
Задачи:
- учить ориентироваться в инструкции;
- корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Учащиеся отгадывают тему урока и читают получившиеся слова « Моря и океаны».






Дети записывают тему урока в тетрадь
Будем продолжать изучать водоемы, а какие, вы узнаете разгадав шифр.



Выпишите буквы под четными цифрами. Какие слова получились?

1
2
3
4
5
6
7
8

а
м
х
о
с
р
г
я



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

и
о
м
к
б
е
т
а
у
н
з
ы


Сообщаю тему урока «Моря и океаны»
Учащиеся работают фронтально







Слайд №4


Сегодня на уроке мы будем знакомиться с понятием «океан» и «море» и явлениями, которые бывают в океанах морях.


4. Целеполагание.
Задачи:
-учить детей с помощью вспомогательных слов строить предложение;


Дети при помощи опорных слов рассказывают о том, чему хотят научиться на уроке и что узнать.
-Ребята, чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
-Что хотите узнать?
Выборочно отвечают 4-5 детей
Опорные слова

5. Объяснение нового материала.
Задачи:
- дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе;
- корригировать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности.







Дети записывают схему в тетрадь.














Учащиеся проговаривают словарное слово хором
















Физминутка
Учащиеся стоят возле парт и выполняют соответствующие упражнения














Океан-это огромное пространство воды, ограниченное материками. Размеры океанов очень велики.
Море-это это часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от океана островами или полуостровами. Моря бывают окраинные и внутренние.
Морская вода имеет горько-соленый вкус. Почему?

- Определите, какие явления бывают в морях и океанах (шторм, наводнение, ураган, цунами, штиль, пожар, камнепад).

Вода в море находится в постоянном движении. Такое движение воды называют течением. Течения возникают под воздействием ветра, образуя волны. Если ветер не сильный, то волны мелкие, а бывает ветер сильный – ураган и шторм. Тогда волны большие и достигают высотой с 5-ти этажный дом.
На дне морей и океанов, как и на суше есть низменности, равнины, горы и вулканы. Во время извержения подводных вулканов возникают сильные волны – цунами.

- Каких животных можно увидеть в морях и океанах?

В океанах и морях обитают разные рыбы и морские животные: киты, акулы, тюлени, моржи.

- Какие растения растут на дне морей и океанов?

На дне морей и океанов растут водные растения – водоросли. Они очень полезны, люди принимают их в пищу, из них добывают йод.
Из красных водорослей получают вещество агар-агар, которое применяют для изготовления желе, мармелада.
Океаны и моря играют важную роль в жизни людей.

Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить – нельзя.

Гимнастика для глаз.


Слайд №5


Слайд №6

Слайд №7




Слайд №8








Слайд №9


Слайд № 10


Словарная работа

Слайд №11


Слайд №12



Слайд №13







6. Закрепление и повторение изученного материала.
Задачи:
- закрепить знания изученного материала;
-учить выделять главную мысль в тексте; -корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.

а) Работа с книгой

Учащиеся читают по одному абзацу и задают друг другу вопросы по прочитанному
Работают со словарем.
Учащиеся читают по одному абзацу.
Сильный учащийся- задает вопрос по прочитанному.
Средний – рассказать о чем прочитал.
Слабый – какое новое слово прочитал.

Показывают цветом ответ
Красный – да, зеленый – нет.

1. Игра «Да-нет» ( о морях, океанах и явлениях).

Индивидуально.




Учащиеся разгадывают кроссворд
Взаимопроверка

2. Кроссворд «Моря , океаны, явления природы».



Работа в парах
Задание дифференцированное.






Учащиеся записывают схему в тетрадь, самостоятельно её дополняя.
3. Узнать явление по картинке. Как догадался?


4. Задание «Дополни схему» (Явления природы).
Слайд №14



Слайд №15

7. Подведение итогов
Задачи:
-сделать вывод;
-выяснить, что нового узнали.





-Какую тему изучали?
-С какими новыми словами познакомились на уроке?


Рефлексия

Заканчивают предложения.
Продолжи предложение
Сегодня я узнал
Я смог
Я понял, что
У меня получилось
Мне запомнилось


8. Задание на дом
Задачи:
-разбор и запись домашнего задания;
-подвести итог, как работал класс.



с. 60-62, вопросы 1-5
Леше – вопросы 1-3
Найти сообщение об обитателе морей.


Слайд №16


Оценивание.
Задача:
-оценить работу учащихся.


Даю развернутую оценку деятельности учащихся на уроке.



15