Анализ результатов ГИА в 2016 году.


Комплексный подход к анализу ГИА как условие повышения качества образования МОУ «Шатковская СШ»

В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 25.12.2013г № 1394 (в редакции от 24.03.2016г) и от 26.12.2013г № 1400 (в редакции от 23.08.2016г)), ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной.В течение всего учебного года в школе ведется целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ГИА. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ГИА, разрабатывается план мероприятий по подготовки учащихся к ГИА, который обсуждается на методических объединениях, педагогическом совете и утверждается директором школы. В соответствии с данным планом методические объединения и учителя-предметники также составляют планы работы по подготовке учащихся к ГИА. Для учителей-предметников проводятся совещания при директоре и заместителе директора по УР, на которых изучаются результаты ГИА предыдущего года, Положение о проведении ГИА и внесенные в него изменения, методические рекомендации по преподаванию предметов в школе с учетом данных результатов, порядок заполнения бланков ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, учителя всех предметов принимают участие в работе районных семинаров и заседаниях районных методических объединений по вопросам подготовки и проведения ГИА.
В начале каждого учебного года (в октябре) формируется рейтинг предметов для ГИА, который обновляется в течение года. Оформляются информационные стенды заместителем директора по УР в школе, учителями-предметниками и классными руководителями 9, 11 классов в рабочих кабинетах. Информационное обеспечение ГИА проводится и с помощью сайта образовательного учреждения, на котором имеются разделы подготовки и проведения ГИА-9, ЕГЭ-11, итогового сочинения (изложения). В этих разделах размещены все нормативные документы федерального, регионального, муниципального, школьного уровней, образцы бланков ЕГЭ и ОГЭ и рекомендации по их заполнению.
Вопрос подготовки к ГИА в течение года стоит на внутришкольном контроле. Контрольно-аналитическая деятельность проводится по нескольким направлениям:
1. Контроль уровня качества обученности обучающихся 9, 11 классов осуществлялся посредством проведения и последующего анализа контрольных работ, контрольных срезов, тестовых заданий различного уровня, репетиционного тестирования и классно-обобщающего контроля. Результаты данных работ описаны в аналитических справках, обсуждены на заседаниях ШМО, использовались педагогами для прогнозирования дальнейших действий по улучшению качества преподавания.
2. Контроль качества преподавания предметов школьного учебного плана осуществлялся путем посещения уроков, проведения тематических проверок со стороны администрации школы. По итогам посещений уроков, всех проверок проводились собеседования с учителями, даны конкретные рекомендации по использованию эффективных методик и технологий преподавания в выпускных классах, способствующих повышению уровня ЗУН учащихся.
3. Контроль выполнения программного материала по предметам школьного учебного плана.
4. Контроль успеваемости и посещаемости выпускников 9, 11 классов.
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ включает диагностическую и тренинговую работу со всеми учащимися 9 и 11 классов.
В течение года осуществляется информирование учащихся 9,11 классов и их родителей по вопросам подготовки к ГИА путем проведения родительских собраний и классных часов, где рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения ГИА, демонстрируются презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучаются инструкции для участников ГИА. До сведения учащихся и родителей своевременно доводятся результаты всех школьных и муниципальных диагностических работ, учителя-предметники проводят анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях.

В 2015-2016 учебном году в 9-х классах обучалось 72 человека, в 11-ых классах 41 человек (из них 1 человек по состоянию здоровья на дому). По итогам года решением педагогического совета в 2016 году все обучающиеся выпускных классов были допущены к государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация для выпускников 9-ого класса проводилась в форме ОГЭ, для выпускников 11-ого класса в формате ЕГЭ (для ребенка-инвалида по заявлению в форме ГВЭ).
Учащиеся 9-х классов сдавали четыре экзамена: русский язык и математика – обязательные предметы, и два предмета по выбору. ГИА успешно завершили и получили аттестат об основном общем образовании все 72 выпускника. Но только 36 человек (50%) продолжили обучение в 10 классе нашего образовательного учреждения. Остальные учащиеся обучаются в учреждениях СПО или ОУ района.
Рейтинг предметов выбранных обучающимися 9-х классов для итоговой аттестации в 2016 году и результаты ГИА
Предмет 9а
(21 чел) 9б
(23 чел) 9в
(28 чел) Итого
(73 чел)
Средний балл по ОУ
Русский язык 21 23 28 72 29,6
математика 21 23 28 72 17,4
биология 3 8 5 16 32
обществознание 10 14 14 38 29,18
физика 5 5 6 16 28,5
химия 2 2 4 21
история 2 1 1 4 35,8
география 12 9 20 41 24
литература 2 2 20
Английский язык 3 1 4 64,75
Информатика и ИКТ 5 4 10 19 14
Обучающиеся 11-х классов сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику (базовый и профильный уровень). Количество остальных предметов выпускники выбирали самостоятельно в соответствии со своими приоритетами.
Все выпускники 2016 года -100% приняли участие в сдаче предметов по выбору, что связано со стремлением выпускников расширить спектр возможностей при выборе высшего учебного заведения для продолжения обучения.
Количество участников ЕГЭ 2015-2016гг.
ПРЕДМЕТЫ 2015-2016
Русский язык 41
Математика (базовый уровень) 39
Математика (профильный уровень) 20
История 10
Обществознание 17
Биология 12
Химия 8
Физика 9
Литература 5
Английский язык 3
Французский язык 3
90 % выпускников 2016 года поступили в высшие учебные заведения. Процент поступивших будет несколько больше, т.к. 2 выпускника, успешно сдавшие итоговую аттестацию поставили себе цель поступить только в определенное образовательное учреждение высшего профессионального образования и ни в какое другое.
Сравнительный анализ школьных, районных и областных показателей ЕГЭ - 2016
№ п/ппредмет кол-во участников кол-во выпускников, не преодол. мин. порог средний балл 2016 год
школьный районный областной
Русский язык 41 0 75,02 73,9 71,06
Математика (базовый уровень) 39 0 4,3 4,3 4,18
Математика (профильный уровень) 20 2 48,85 46,05 46,12
Английский язык 3 0 56,67 56,67 69,82
Французский язык 3 0 78 78 70,83
История 10 1 51,6 51,89 53,52
Обществознание 17 1 55,88 54,58 55,15
Литература 5 0 63,2 63,2 63,8
Биология 12 1 60,33 58,46 52,91
Химия 8 0 57,87 54,64 55,66
Физика 9 0 52,44 52,04 52,98
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что все выпускники 11 класса успешно прошли итоговую аттестацию в 2016 году и получили аттестат о среднем общем образовании, причём по 5 анализируемым предметам средний балл школы выше областного: по русскому языку на 3,96 балла, по математике базового уровня на 2,73 балла, по французскому языку на 7,17 баллов, по биологии на 7,42 балла, по химии на 2,21 балла. Ниже областного результата показатели по истории на 1,92 балла, по английскому языку на 13,15 балла. Получению высоких баллов предшествовала серьезная работа по анализу результатов ЕГЭ 2015 года и по подготовке к ЕГЭ в 2016 году.
В течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителями-предметниками, классным руководителем, администрацией ОУ. Факторы, которые положительно повлияли на результативность ЕГЭ в 2016 году:
- мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ЕГЭ;
- профессиональная компетентность учителей-предметников, среди которых выделяются умение учителей анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
Проводя анализ результатов ГИА в 2016 году ОУ ставит следующие задачи для повышения качества образования и результативности ГИА в 2017 году:
1.Провести ШМО учителей–предметников по глубокому и всестороннему изучению результативности ГИА 2015-2016 года с обсуждением плана мероприятий по подготовки к экзаменам в 2017году.
2. Проанализировать с обучающимися 9, 11 классов типичные ошибки, допущенные выпускниками на ГИА в 2016 году, использовать для этого материалы «Методических рекомендации для учителей, подготовленные на анализе типичных ошибок участников ЕГЭ» по предметам.3.Администрации школы усилить контроль за проведением уроков, консультаций, а так же посещаемостью занятий обучающимися 9, 10 и 11 классов.
4.Сформировать предварительный рейтинг предметов для сдачи ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ (до 16.10.16г.).
5.Продолжить проведение пробных тестовых работ по всем предметам в течение года с обработкой, глубоким анализом и коррекцией тематического планирования для отработки пробелов в знаниях обучающихся.
6. Практиковать репетиционные работы в форме ЕГЭ в рамках промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных особенностей учащихся.
7. Совершенствовать работу школьной психологической службы в вопросе осознанного выбора обучающимися предмета на ЕГЭ.8.Обратить внимание на организационную и содержательную работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ не только в 9, 10-11 классах, но и на протяжении всего периода изучения предмета.
9. В тематическом планировании по предметам на основании КИМов выделить темы, которые включены в задания ГИА.
10.Способствовать формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к ГИА.
11. Использовать для подготовки учащихся открытые банки тестовых заданий.  Для этого учителям, необходимо, расширить возможности использования Интернета.

Сообщение заслушано на совещании заместителей директора по УР.
Сообщение подготовила заместитель директора МОУ «Шатковская СШ» Петрова Е.В.