Русский язык Тема: «Обобщение знаний о глаголе, как части речи»


Учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И.Исаевой»
г. Нефтеюганск ХМАО-Югры Тюменской области Медведева Н. В.
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Обобщение знаний о глаголе, как части речи»
Цель: обобщить знания о глаголе, как части речи.
Задачи:
Образовательные: развивать умение выделять признаки глагола как части речи; совершенствовать орфографическую зоркость, память, мышление, кругозор учащихся; развивать умение составлять графический образ глагола с помощью кластера;
Развивающие: учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; формировать умение употреблять глаголы в речи; продолжать работу в группе, парах; формировать умение ставить цель своей деятельности, умение оценивать себя и своих товарищей.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оранизационный момент ( 1 мин.)
Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки.
Актуализация знаний.( 2 мин)
Чтобы определить тему урока и то, над чем сегодня мы будем работать, предлагаю работу в группах.
Решите орфографические задачи.
БЕРЕ..., ТРО...ЛЕЙБУС, В...ГОН, ЧЕТВЕР..., Г...РЕТЬ, А...ЛЕЯ.
Найдите лишнее слово.
Какой частью речи является?
Проверьте себя, прочитав по порядку вставленные буквы.
Расскажите о морфологических признаках этого глагола.
Прошу ответственных в группе определить тему урока.
Постановка темы и цели учащимися.( 1 мин.)
Стадия осмысления. Практическая работа по карточкам. (2 мин)
Глагол — это:
а) часть слова;
б) часть речи;
в) член предложения;
Глагол обозначает:
а) название предмета;
б) действие предмета;
в) признак предмета;
На какие вопросы отвечают глаголы?
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему?
в) где? куда? откуда?
г) что делать? что сделать?
Поставь вопросы к глаголам. Найди в столбиках лишнее слово и подчеркни его. Напиши, чем отличаются подчёркнутые глаголы.
Наполняете свистите мечтаете
хотите кричите думаете
срезаете плясать шептать
читать поёте читаете
Коротко ответь на вопросы словами: писать, читать.
Ты что сейчас делаешь?_________,_________.
Что ты делал раньше?___________,__________.
Что сделаешь потом?___________,____________.
Чем отличаются друг от друга глаголы, записанные в разные строки?
Над столбиком глаголов надпиши характеристику слов
_______ _______ _______ _______
повернулся повернулась повернулось повернулись
улыбнулся улыбнулась улыбнулось улыбнулись
засмеялся засмеялась засмеялось засмеялись
Коротко ответь на вопросы с помощью слова писать.
Что я делаю сейчас? _______________
Что мы делаем сейчас? ______________
Что ты делаешь сейчас? ______________
Что вы делаете сейчас? _______________
Что он делает сейчас? ______________
Что они делают сейчас? ______________
Заполни таблицу с помощью данного глагола (читать)
1 л., ед.ч, б.в. 1 л., мн.ч, б.в. 2 л., ед.ч, б.в. 2 л., мн.ч, б.в. 3 л., ед.ч, б.в. 3 л., мн.ч, б.в.
Найди и подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи являются сказуемые?
У старой ветвистой ели резвятся белочки.
Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки.
Зимой белки жили в высоком лесу.
Они грызли тяжёлые смолистые шишки.
Миролюбивые белки не делают вреда.
5. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА. (Составление КЛАСТЕРА.(4 МИН.)
Ребята, используя ответы товарищей, мы составим кластер в парах. .Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер- это созвездие, гроздья)
Приступили к работе в парах
6.Обмен информацией. (1мин)
7.Словарная работа.( 4 мин)
Найдите в словаре слова, которые отвечают на вопрос что делать? И относятся к 1 спряжению. В предложении бывают сказуемыми.
Сколько слов вы нашли? Слова какой части речи вы нашли? Поставьте эти слова в прошедшее время, ср,р,ед.ч,,
Выполните морфологический разбор выбранного глагола, используя алгоритм, кластер или памятку.
8.Проверка домашнего задания, Работа в тройках,( 2мин) Домашнее задание было творческое: узнать о слове сверкать как можно больше информации и рассказать в группах.
9. Обобщение умения проводить морфологический, синтаксический, фонетический, морфемный виды разбора.(2 МИН)
2 УЧ-СЯ Выполните фонетический разбор слова
сверкала
2 УЧ-СЯ Выполните морфологический разбор слова
сверкала
2 УЧ-СЯ Найди ошибки в предложениях. Исправь ошибки. Укажи время, число, род глаголов.
Молния сверкал в небе.
В магазине зеркала сверкал от чистоты.
На листьях сверкало капельки росы.
В моей голове сверкнули мысль.
Найди ошибки в предложениях. Исправь ошибки. Укажи время, число, род глаголов.
Молния сверкала ( пр.в.,ед.ч.,ж.р) в небе.
В магазине зеркала сверкали (пр.в.,мн.ч.) от чистоты.
На листьях сверкали ( пр.в.,мн.ч.) капельки росы.
В моей голове сверкнула (пр.в., ед.ч., ж.р.) мысль
2 УЧ-СЯ Выполнить синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания.
На груди ветерана сверкали ордена и медали.
2 УЧ-СЯ Выполнить синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания.
На изумрудных листьях засверкали дождевые капли.
2 УЧ-СЯ Составь из слов предложение. Выполни синтаксический разбор предложения.
стёкла на Чистые солнце сверкали (повеств.,невоскл.,распр.,прост.)
Составь из слов предложение. Выполни синтаксический разбор предложения.
на Внезапно яркая небе сверкнула молния.(повеств.,невоскл.,распр., прост.)
2 УЧ-СЯ Выполни морфемный разбор данных слов:
сверкала, сверкает, сверкнула, сверкание
Подбери к слову сверкать синонимы.
10.Рефлексия. Подведение итогов урока, оценка своей деятельности.(2 мин)
Работа в группе Инд. работа Работа в парах Поисковая работа Разбор глагола
2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5
Произвести оценку своей деятельности с помощью глаголов прошедшего времени прошедшего времени множественного числа.( думали, обобщали, закрепляли,...), а также с помощью таблицы.