Урок по биологии «Отделы скелета»

Урок на тему: " Отделы скелета "

В. С. Грамм, учитель химии и биологии Келлеровской средней школы
имени Героя Советского Союза И.М.Бережного
Тайыншинского района
Северо-Казахстанской области
Н.П. Гламаздина .преподаватель биологии Северо-Казахстанского
профессионально-педагогического колледжа





Цель: Научиться систематизировать кости скелета человека по отделам

Задачи :

-изучение названия костей, составляющих
отделы скелета человека и их топографию.
-формирование навыков индивидуальной
и групповой работы.
-воспитание бережного отношения к
здоровью и профилактика заболеваний ОДС

Средства обучения:
1. Учебник «Биология 8 класс» Е.А. Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумабаева
2. Электронный учебник «Биология 8 класс»
3. Презентация «ОДС»
4. «Книга для чтения по анатомии, физиологии
и гигиене человека» И.Д. Зверев
5. Интерактивная доска.
6. Ноутбуки в каждой группе
7. Информация для работы учащихся
8. Карточки с заданиями

Тип урока: изучение нового материала.


ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: проблемно-поисковый, эвристическая беседа, мозговой штурм.

Ход урока:

Биологии уроки – расчудесней в мире нет,
Всех полезней, интересней, познавательнее всех.
Ты только здесь услышишь
Зачем живешь и дышишь,
Зачем ты родился, зачем коптишь ты небеса?
Как внутри устроен? Как живет и дышит барс?
Все на свете ты узнаешь, став биологом на час

1.Организационный момент.

- сообщение темы, цели и задач урока
- формирование групп с разным уровнем обученности


2.Мотивация (Тест третейской формы)

«Ковбой Торопыга Джон упал с лошади и получил перелом одной из костей голени. Когда друзья-ковбои узнали об этом, то стали выяснять, где находится голень и из каких костей она состоит.
А) Большой Билл предположил, что голень – это отдел скелета верхней конечности и состоит она из локтевой и лучевой костей.
Б) Красавчик Вилли стал утверждать, что голень – это отдел нижней конечности.
В) Джон отметил, что речь идет о костях таза.
Г) Хью сказал, что вообще нет в скелете такой кости»
С каким из ковбоем вы согласны?
(ответ обоснуйте)

3 Актуализация прежних знаний: (Приложение №1)

Назовите кости скелета человека, которые вы изучили в курсе «Познание мира» и заполните схему:


















4.Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся с материалами учебников, дополнительной литературой.

- выполнение индивидуальных заданий

- обсуждение индивидуальных заданий в группе и выполнение групповых
заданий.

- выступление групп перед классом (групповые задания у доски)


Группа № 1 Алгоритм работы

1.Прочитайте предоставленную информацию, изучите отделы, название
и топографию костей черепа.
2.На рисунке черепа нанесите обозначения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Группа № 1 Индивидуальные вопросы (Приложения №2)

- перечисли функции, которые выполняет скелет человека

- охарактеризуй функции скелета человека

- какое строение имеет скелет головы, назови кости,
образующие лицевой отдел

- назови кости,
образующие мозговой отдел

- объясни, почему человек может выдержать
большие физические нагрузки

Группа №2 Алгоритм работы

1.Прочитайте предоставленную информацию, изучите отделы, название
и топографию костей туловища.
2.Составьте кластер «Скелет туловища»

Группа № 2 Индивидуальные вопросы

-назови отделы позвоночника ,сколько позвонков
входит в каждый отдел?
-охарактеризуй изгибы позвоночника
-какое строение имеют позвонки, .в чём различие в
строении шейного, грудного и поясничного позвонков?
-из каких костей состоит грудная клетка?
-сравни форму позвоночника человека и собаки,
как изменился позвоночник человека в связи с прямохождением?




Группа №3 Алгоритм работы

1. Прочитайте предоставленную информацию, изучите отделы, название
и топографию костей конечностей.
2. На рисунке скелета конечностей нанесите обозначения





Группа № 3 Индивидуальные вопросы

- выпиши из учебника названия костей, образующих пояса конечностей и свободные
конечности
- объясни различия понятий «пояс конечности» и «свободная конечность»
- назови и покажи на рисунке кости, образующие пояс верхней конечности и свободную
верхнюю конечность
- назови и покажи на рисунке кости, образующие пояс нижней конечности и свободную
нижнюю конечность
- сделай сравнительную характеристику строения костей верхней и нижней конечностей

5. Выступление групп перед классом (групповые задания у доски)

6.Обобщение материала учителем с использованием флипчарта
7.Закрепление изученного материала
(Работа с электронным скелетом, флипчартом)

8.Итог урока:
- оценивание;
- релаксация
- домашнее задание ( Параграф №21, задания
электронного учебника № 1,2,5)
Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?
Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни полученные знания?

Скелет

Головы
-
-
-
-
-
-
-
-


Туловища-
-
-
-
-
-
-
-
-

Конечностей
-
-
-
-
-
-
-
-








Picture 315