«Скелет человека, его отделы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН








Открытый урок по биологии в 8 классе:
«Скелет человека, его отделы»










Цель: расширить представление школьников об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций.
Задачи:
Обучающая. Изучить особенности строения и функционирования внутреннего скелета; познакомиться со строением.
Развивающая. Продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный рисунок, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.
Воспитательная. Воспитать у учащихся понимание необходимости бережного отношения к собственному организму: формирование правильной осанки.
Оборудование: модель скелета, презентация к уроку, мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”, “Скелет” и “Гигиена органов чувств”, интерактивная доска.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания:
Карточка № 1
Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:
1.Что такое анализатор?
А) рецептор
Б) рецептор+чувствительный нерв
В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение
Г) орган чувства
Д) орган чувства+ головной мозг
2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
3.Какое заболевание глаза инфекционное?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?
А)пользоваться чистым носовым платком
Б)защитные очки
В)холодная примочка
Г)промывание глаза чистой водой
Карточка № 2
1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:
Что нужно делать для профилактики болезни уха?
А)избегать сильного шума
Б) своевременно обращаться к врачу
В)при взрывных работах открывать рот
Г)затыкать уши ватой
Д)ежедневно мыть уши
2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?
3.Изучение нового материала:
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете. “Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»
- Что же такое скелет?
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.
Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] скелет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) только в возрасте 1825 лет. И остаётся 200213 костей, в зависимости от особенностей организма.







Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.
В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния. Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.




Череп А вид спереди; Б вид сбоку: 1 теменная кость; 2 лобная кость; 3 клиновидная кость; 4 височная кость; 5 слезная кость; 6 носовая кость; 7 скуловая кость; 8 верхняя челюсть; 9 нижняя челюсть; 10 затылочная кость
Окружность головы
У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.
В нем различают следующие отделы:
шейный (7 позвонков) – рис. 24
грудной (12) - рис. 25
поясничный (5)
крестцовый (5) рис. 26
копчиковый (4-5) .
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы. За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку. За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела. Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка. Наконец, последний отдел позвоночника копчик. Он со¬стоит из 45 сросшихся маленьких позвонков. Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных только шейный и крестцовый).
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.























Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.
- А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.
Функции скелета человека.
Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.
Функции скелета человека
Двигательная
(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
Защитная
(создаёт полости тела защиты внутренних органов).
Формообразующая
(определяет форму и размеры тела).
Опорная
(опорный остов организма).
Кроветворная
(красный костный мозг – источник клеток крови).
Обменная
(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Заполнение таблицы:
Отделы тела
Отделы скелета
Кости скелета
Тип костей
Характер соединения костей
Особенности скелета человека

Голова
Череп
Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная
Плоские (широкие)



Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью


Мозговой отдел черепа
Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая
Плоские (широкие)
Неподвиж -нее (швы)
Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище
Позвоночник
33-34 позвонка
7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых
Короткие
Полуподвижные
S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка


Грудная клетка
12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость
Короткие, длинные губчатые
Полуподвижные
Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

4. Закрепление изученного:

1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).
2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.
3. Часть ноги от колена до стопы.
4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.
5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.
6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.
7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.
8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.
5. Домашнее задание:















Карточка № 1

Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:
1.Что такое анализатор?
А) рецептор
Б) рецептор+чувствительный нерв
В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение
Г) орган чувства
Д) орган чувства+ головной мозг
2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
3.Какое заболевание глаза инфекционное?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?
А)пользоваться чистым носовым платком
Б)защитные очки
В)холодная примочка
Г)промывание глаза чистой водой

Карточка № 1

Прочтите вопросы и выпишите правильные варианты ответов:
1.Что такое анализатор?
А) рецептор
Б) рецептор+чувствительный нерв
В) рецептор+ чувствительный нерв+ зона коры полушария, различающая раздражение
Г) орган чувства
Д) орган чувства+ головной мозг
2.Каковы нарушения зрения, связанные с изменением функций хрусталика?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
3.Какое заболевание глаза инфекционное?
А)травма глаза
Б)близорукость
В)дальнозоркость
Г)конъюктивит
4.В чем заключается первая помощь при попадании в глаз щелочи или кислоты?
А)пользоваться чистым носовым платком
Б)защитные очки
В)холодная примочка
Г)промывание глаза чистой водой


Карточка № 2

1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:
Что нужно делать для профилактики болезни уха?
А)избегать сильного шума
Б) своевременно обращаться к врачу
В)при взрывных работах открывать рот
Г)затыкать уши ватой
Д)ежедневно мыть уши
2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?


Карточка № 2

1. Прочтите вопрос и выпишите правильные варианты ответов:
Что нужно делать для профилактики болезни уха?
А)избегать сильного шума
Б) своевременно обращаться к врачу
В)при взрывных работах открывать рот
Г)затыкать уши ватой
Д)ежедневно мыть уши
2.Что нужно делать, если в глаз попала соринка?



Скелет

Добавочный скелет

Осевой скелет

Скелет туловища

Скелет головы

Грудная клетка

Позвоночный столб (позвоночник)

Мозговой череп

Лицевой череп



Рисунок 1Рисунок 4