Урок русского языка Правописание -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи (10 класс)


Конспект урока русского языка на тему:
«Правописание –н- и –нн- в суффиксах разных частей
речи»
Учитель русского языка и литературы Гиясова Н.А.
Русский язык
10 класс
Цели урока:
- закрепить навыки правописания –н- и –нн- в разных частях речи;
-выработать навык определения именных и отглагольных образований выбора –н- и –нн- в суффиксах;
- расширить полученные сведения о правописании –н- -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях;
- различать краткие формы причастий и прилагательных, образованных от полных причастий;
- совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность обучающихся;
- закрепить знания о правописании слов-исключений.
Ход урока
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Орфоэпическая разминка по вариантам.
1 вариант 2 вариант
Алкоголь Аргумент
Егоза Бармен
Жалюзи ГрушевыйКрасивее Договор
Каталог Звонить
Апостроф Атлас (ткань)
Завидно Баловать
Заговор Газопровод
Искра Дремота
Мизерный Задолго
После орфографической разминки проецируется текст. Один ученик работает у доски.
Лермонтовский Кавказ
Вдохновен..о воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал об..тован..й землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не)возможно представить себе этот чудесный край (не)думая о Лермонтове. Где бы вы (н..) были в походе или на отдыхе в диких ущел..ях на горных тропинках в Грузи.. или Дагестане всюду с благодарностью вспомните Лермонтова. Любуясь живописными пейзажами в..личествен..ной красотой Кавказа вы (не)вольно подумаете о том что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта… На всем Кавказе из..е..жен..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографии поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.
Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск
это частица жизни поэта (на) веки запечатлён..ая в старин..ых домах и памятниках и в с..неющих горах и в прозрачной лазур.. неба…
Задания к тексту:
1.Ученику у доски вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания.
2.Синтаксический разбор предложений:
Один ученик разбирает первое предложение и определяет тип сказуемого. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов читателей великого поэта.
Второй – первое предложение второго абзаца и определяет вид односоставного предложения.
На всем Кавказе, изъезженном и исхоженном Лермонтовым, нет другого места, где бы так же тесно, как в Пятигорске, переплетались нити личной и творческой биографии поэта.
3. Выписать слова, в которых пропущены –н- и –нн- и разобрать их по составу:
Изъезженном, старинных, вдохновенно, величественный, исхоженном, обетованной, туманный.
- Что объединяет эти слова?
- О каких частях речи мы говорим?
-Каким способом образованы эти слова?
- Вспомним, когда пишется одна буква Н, когда – две.
Есть прилагательные отыменные (т.е.) образованные от имени прилагательного) ветер – ветреный, серебро- серебряный и отглагольные (воспитать – воспитанный).
На доске проецируется таблица.
-н- и –нн- в суффиксах прилагательных.
-н- пишется: -нн- пишется:
1) в отыменных прилагательных:
А)в суффиксах –ан-, -ян-
Кожа – кожаныйСеребро – серебряныйИсключения: стеклянный, оловянный, деревянный;
Б) в отыменных прилагательных с суффиксом –ин-
Гусиный, гостиная
1) на стыке корня и суффикса:
Луна – лунный; стена – настенный,
2) в отглагольных прилагательных:
А) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах –ен-, -ён-, -ан-, -ян-:
Ходить – хоженый
Носит – ношены
Мудрить – мудреный
Звать – званыйРдеть –рдяный
Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный. Отчаянный, священный, нетленный, недреманный;
Б) в составе сложных слов:
Гладкокрашеный, домотканый, малоношеный
2) в отыменных прилагательных с суффиксами –енн- и –онн-:
Буква- буквенный, свойство- свойственный, лекция- лекционный
3) в суффиксах –енн-, -ённ-, -анн-, -янн- в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:
Выходить – выхоженныйПоносить – поношенный
Смирить- смиренный
Растерять- растерянный
Исключения: названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)
4) в отглагольных прилагательных с суффиксами –ованн- (ёванн):
Рисковать –рискованный
Циклевать – циклеванный
В сочетаниях «глаженые-переглаженые брюки», «латаная-перелатаная шуба», «ношеный-переношеный костюм». «штопаные-перештопаные носки» Примечание: в прилагательных кованый, жёваный пишется одна буква –н-
А чтобы вы хотели добавить сами? (масленый, масляной, слова-исключения, не указанные в учебнике: пряный, румяный, юный, ветреный, ветряная мельница). Различие написания слов:
1) ветреный (день, юноша) (т.е. легкомысленный), ветряная (мельница, оспа), но безветренный;2)масленый (блин, каша) (т.е. смазанный маслом), - масленый взгляд (образное словоупотребление)Масляный (из масла, от масла) – масляное пятно, краски.
Запомни: в словах, образованных от основ на –ск-, -ч-, -ц- перед суффиксом –н- или перед суффиксами, начинающимися с –н-, пишется –ч- (хотя в некоторых из этих слов произносится –ш-):
Скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на –ич- (Никитич – Никитична).
В отдельных словах пишется – шн-: двурушник (ср.рука). В словах, образованных от основ на –х-, перед суффиксом –н- пишется- ш- (золотуха – золотушный).
Вспомним также о правописании существительных: труженик, масленица, пудреница, вареник, ветреница, мудреность, смышленость (все эти слова записываются в тетради).. Появляется первый тест на интерактивной доске. Он выполняется на доске с комментариями.
Пчели..ый, бараба..ый, оловя..ый, песча..ый, лекарстве..ый, комари..ый, урага..ый, ледя..ой, це..ый, деревя..ый, клюкве..ый, осе..ий, революцио..ый, плятя..ой, лу..ый.
- Сейчас вспомним суффиксы –н и –нн- в причастиях (по учебнику)
Как можно отличить прилагательное от причастия? (Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное: груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько –н-, сколько в полных). Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква –н-.
1) Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? Кем?».
Например. Население было собрано начальником гарнизона. Она воспитана в строгих правилах. Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол.
2) Краткие прилагательных можно заменить другими прилагательными.
Девушка начитанна (умна, эрудированна).
Закрепим наши теоретические знания практическим заданием.
Выполним тест №2.
Стулья завале..ы книгами
Лома..ая линия
Копче..ая рыба
Замороже..ое филе
Поджаре..ая колбаса
Гримирова..ый артист
Лица вымаза..ы сажей
Лома..ый грош
Машина заправле..а
Ягоды подавле..ы в корзине
Каша сваре..а
Запута..ые нитки
Пута..ые мысли
Плете..ая из ивняка корзина
- Усложнение задачи: необходимо определить, в какой части речи прощена буква.
Тест №3
Бесчисле..ое ( ) Фарширова..ый ( )
Письме..ый ( ) Слома..ый ( )
Провере..ый ( ) Бесце..ый ( )
Перегруже..ый ( ) Купле..ый ( )
Рва..ый ( ) Порва..ый ( 0
Ветре..ый ( ) Соломе..ый ( )
Закопче..ый ( ) Разорва..ый ( )
Чем вы руководствовались при определении частей речи? Сколько –н- пишется в наречиях? )в наречиях пишется столько –н-, сколько в словах, от которых они образованы. В предложении наречие всегда является обстоятельством). В следующем тесте необходимо отличить наречие от прилагательного и причастия.
Тест №4
Распределите словосочетания по колонкам таблицы
Наречия
отвечают на вопрос КАК?
Краткие прилагательные и причастия отвечают на вопрос КАКОВ?
Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна, помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.Обобщение.
- Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).
Домашнее задание.
Подведение итогов урока