Урок ФГОС Пищевая ценность овощей и фруктов 5 класс


Конспект урока ФГОС второго поколения
Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Тема: «Пищевая ценность овощей и фруктов, способы их хранения.»
Составители: учителя технологии Гавриленко Е.В.
Класс: 5
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тип урока:  лекция с элементами беседы
Оборудование: УМК, компьютер, презентация “Овощи ”, проектор, экран.
Модуль: « Кулинария»
Количество часов: 1.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
приготовление кулинарных блюд из овощей с учетом требований здорового образа жизни;
соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2.Метапредметные (УУД): Планирование процесса познавательной деятельности.
Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
3. Личностные – Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
и экономического мышления при организации своей деятельности.
Ход урока

этапа
урока Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Орг. момент.
– Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Садитесь(Настраивает учащихся на работу.)
Создаем проблему:
стихотворение и демонстрация овощей
Хозяйка однажды с базара пришла,  Хозяйка с базара домой принесла:                         Картошку,                            Капусту,                              Морковку,                                Горох,                                  Петрушку и свеклу.          Ох!..Вот спор завели они на столе -  Кто лучше, вкусней и нужней на земле:                         Картошка?                           Капуста?                              Морковка?                                Горох?                                  Петрушка иль свекла?                                  
-Как можно назвать, одним словом эти продукты?

Учащиеся обсуждают и высказывают свои мысли
- овощи
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений; (П)
- смыслообразование;
-планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию
( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы С целью актуализации знаний проводится беседа с учащимися, в ходе которой задаются вопросы.
1. Какие овощи вы знаете?
2. Назовите, пожалуйста, основные особенности данной группы овощей, по которым вы смогли бы определить, к какой группе относится тот или иной овощ. (Слайды с 4-12)- раздаются карточки с надписями: плодовые , луковичные, корнеплоды, листовые, цветковые
3.Как давно мы используем в пище овощи, о которых мы сейчас с вами говорили?
4. Чтобы сохранить все питательные свойства овощей их нужно правильно хранить”.
(Слайд 13)- стр.учебника 58.
5.Какие названия салатов вы знаете? (Оливье, Весенний….)-
Действительно, из овощей готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда:
-закуски- салаты и винегреты;
Первые блюда- овощ. супы, свекольник , окрошка;
- вторые блюда- картофель варенный, отварной, рагу овощное, котлеты.
7. А что нужно сделать с овощами, чтобы употребить их в пищу?( Слайд 14)
9.Правильно, существует определенная последовательность обработки овощей, её называют механическая кулинарная обработка овощей, давайте с ней познакомимся. работа с учебником стр.60
(Слайд 15)
10.Для того чтобы приготовить пищу из овощей, мы с вами пользуемся различными инструментами и приспособлениями. Какие вы знаете?
(Слайд 16)
11.При любой работе мы должны соблюдать правила, какие?
- 1.Правильно держите нож и руки на продукте не поднимайте высоко над разделочной доской;
2. Передавайте нож ручкой вперёд;
3.Не измельчайте на тёрке слишком мелкие кусочки;
4. Будьте предельно внимательны.
12. Что может произойти с человеком, который не соблюдает правила техники безопасности?

13. Познакомившись с питательной ценностью овощей, с первичной обработкой, с инструментами и приспособлениями для работы, правилами техники безопасности, мы можем приступать к приготовлению?
 14.А о чем мы с вами еще не поговорили?
15.Чтобы красиво и аппетитно выглядело блюдо, надо правильно выбрать форму нарезки овощей. Давайте познакомимся с видами нарезки.- уч. стр.61
(Слайд 17,18)
16. Какие формы нарезки использованы?
(Слайд 19)
Повторяют то, что им пригодится для открытия новых знаний.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
Обучающиеся называют основные особенности данной группы овощей, опираясь на свой жизненный опыт.
-Луковичные (плод покрытый чешуйками)
-Плодовые (растут на веточке)
-Корнеплоды (растут в земле)
-Листовые (едим листья)
-Цветковые (используем в пищу цветки растения)
Обучающиеся, опираясь на знания по ботанике, истории и естествознания, рассказывают о том, что некоторые из овощей завезены в Россию из разных стран.
делают запись в тетрадь: “Хранение овощей”.
Запись в тетрадь: первичная обработка овощей.
Сортируют, моют, очищают, промывают, нарезают
Нож, терка, овощерезка
Запись в тетрадь: Правила техники безопасности.
Порезать пальцы рук.
В тетради записывается перечень видов нарезки овощей
 кружочки, дольки, кружочки, кружочки, соломка, дольки.
- учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.(К)
- Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
- анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.(П)
3 Выявление места и причины затруднения. Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. В каком месте испытали затруднение?
Почему? Я не могу составить группу овощей.
Я не понимаю как правильно нарезать и оформить блюдо --анализ, синтез, обобщении,
классификация.(П.)
-постановка и формулирование проблемы.(П)
-структурирование знаний(П) (алгоритм)
-выражение своих мыслей с достаточной точностью.(К)
4 Построение проекта выхода из ситуации. Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проекта
-Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
- Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Задание : по карточке выполни задание.
После выполнения задания проверяют по парам, затем сравнивают по эталону
Какую цель поставите перед собой на уроке.
Как будем открывать новое знание. Будем выполнять практическую работу
самостоятельно. Работают все на личный результат, если не понял, переспроси. -самоопределение(Л)
-смыслообразование (Л)
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.(П)
решения задач (П)
- планирование (Р)
- аргументация своего мнения и позиции
5 Реализация построенного проекта Построение и фиксация нового знания
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проекта
- Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
- Учащиеся определяют средства
- Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Учащиеся комментируют работу, сравнивают свои выводы с эталоном.
Учащиеся работают по карточкам , после выполненного действия работают в парах, делают вывод, сравнивают с эталоном
- смыслообразование (Л)
- анализ, синтез, обобщение, классификация (П)
- познавательная инициатива (Р)
- выдвижение гипотез и их обоснование (П)
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
- формулирование и аргументация своего мнения (К)
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Применение нового знания в типовых заданиях
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Фронтально,
в парах или индивидуально.
Давайте вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы справились с заданием.
Работа в парах, с опорой на эталон. Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи. - анализ, синтез, обобщение, классификация (П)
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К)
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- осознание
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). Самостоятельная работа –
Проверка учителем. - анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство (П)
- контроль, оценка, саморегуляция в ситуации затруднения (К)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения (К)
8
Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
1.С какими овощными культурами вы познакомились?
2.Зачем мы употребляем в пищу овощи?
3. Для чего нужно делать первичную обработку овощей?
4.Какие инструменты мы используем для нарезки овощей?
5.Как пользоваться острыми инструментами?
6.Какие виды нарезки вы можете использовать в работе?
7. Имеет ли данный урок практическую направленность?
8. Удовлетворены ли вы своей работой?
9.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
10.Понравился ли вам урок?
11.Достигнута ли цель, которую мы поставили перед собой в начале урока? Мы познакомились с основными группа овощей, правилами их хранения и обработки. Научились правилам безопасной работы с режущими инструментами. Получили навыки нарезки овощей. -нравственно -этическое оценивание усваиваемого содержания; (Р)
- анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму. (К)
.
9 Рефлексия учебной деятельности
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?
Когда это знание будет вам необходимо?
Как вы открыли новое знание?
Оцените свою работу на уроке.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,(Р)
- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;(Р)
- планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (К)
10 Домашнее задание Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами; Анализируют содержание домашнего задания
1. Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу). Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (Р)
Обоснование выбора задания;
Оценивание степени и способов выполнения домашнего задания. Карточка 1.

Обозначь цифрами правильную последовательность механической обработки овощей и фруктов.
Промыть в проточной воде.

Сортировать по размеру.
Нарезать.
Очистить от кожуры.

Вымыть с помощью щётки, удаляя остатки земли.
Исключи лишнее. Почему?
Огурец, помидор, картофель, лук, редис, груша, капуста, щавель, баклажан.
Какие формы нарезки вы знаете?
Сортировать по размеру.
2. Вымыть с помощью щётки, удаляя остатки земли.
3.Очистить от кожуры.
4.Промыть в проточной воде.
5.Нарезать.
2. Груша - фрукт
3.Ломтики, кружочки, мелкая соломка, брусочки, крупная соломка, кубики.