УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ И.С.ТУРГЕНЕВ .ОЧЕРКИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Коммунальное государственное учреждение
« СШ имени А.Розыбакиева»
села Пенжим Панфиловского района
учительница русского языка и литературы
Исмаилжанова Х.Л.

Открытый урок
по литературе в 10 классе на тему
« И.С.Тургенев. Очерки жизни и творчества»

Цели: 1.Углубить знания учащихся о литературе второй половины 19 века, познакомить с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.
2. Развивать навыки устной монологической речи, творческие способности учащихся, обогащение словаря учащихся
3. Воспитывать интерес к творчеству писателя.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока : нестандартная – урок творчества учащихся
Наглядные пособия, литература: портрет И.С. Тургенева, портреты поэтов и писателей 19 века, слайды,
Методы и приемы : групповая работа, наглядный- показ слайдов, иллюстраций, практический- творческая работа , словарно-разъяснительная работа, поисковый , анализ, синтез,
Работа со словами: Ганнибал, некролог, накануне, мысль витала в воздухе,
драматургия, реализм, акмеизм, усадьба,
Технология : опорные схемы и таблицы по Шаталову, элементы групповой работы
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой к уроку
Учащимся предлагаю выбрать один из цветов разноцветных шариков. Выбор красного, желтого, зеленого, синего. Подержать шарик в руке закрыть глаза. Затем сказать , что они видели.( представили).

Класс делится на подгруппы: 1. литературоведы
2. языковеды
3.художники

2. Постановка цели урока. На этом уроке учащиеся должны показать творческую работу: показ слайдов, опорных схем, конспектов, подготовленную информацию о литературе 19 века , о творчестве И.С.Тургенева, групповую работу.


3.Проверка знаний по пройденной теме « Литература второй половины 19 века»
Первая группа литературоведов рассказывает об истории 19 века, о литературном направлении, жанрах, представителях второй половины 19 века.
Вторая группа дает разъяснение литературных понятий из толковых словарей русского языка.
Третья группа показывает опорные схемы и конспекты по теме.

4.Анализ работ и оценка . Какая из групп полностью раскрыла тему и показала свою работу ? Анализ и дополнение .

5. Изучение творчества И.С.Тургенева .( были даны опережающие задания учащимся)
А. Жизнь и творчество И.С.Тургенева
Б. Произведения писателя
В. Особенности «Записок охотника»
Г. Стихотворения в прозе.

Работы подгрупп по данным темам .
А. Показ слайдов по творчеству И.С.Тургенева и рассказ биографии писателя – работа литературоведов.
Б. Новые слова и выражения – разъяснение и словарная работа- группа языковедов.
В. Жизненный и творческий путь писателя в работах художников.
( опорные схемы и таблицы)

6. Анализ работ и оценка. Работы групп анализируются и выставляются оценки.

7.Обобщение и вывод.
Дополнение сведений о жизни и деятельности И.С. Тургенева.
И.С. Тургенев - представитель второй половины 19 века , русский писатель, создавший особенный жанр литературы как стихотворение в прозе. Им написаны романы мирового значения : « Отцы и дети»
« Накануне»
«Рудин»
«Дворянское гнездо»
Повести: « Степной король лир»
«Вешние воды»
«Часы»
Знаменитое произведение « Записки охотника»

8.Итог. Домашнее задание .Найти и прочитать роман И.С.Тургенева
« Отцы и дети»



15