Конспект урока по русскому языку подготовка к сочинению-описанию

Подготовка к сочинению-описанию
по личным впечатлениям в 5 классе

Цель урока: развитие выразительности устной и письменной речи, привитие любви к природе.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой):
- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки:
Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
А. Пушкин

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело!
А. Блок
- Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики зоркий взгляд художника (чтение отрывка из «Разговора о снеге» Б.Петрова)
Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега белы снеги, снегурка, снежень, снеговик снега во все стороны.
Сами эти слова своим звучанием вызывают ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, заснеженные поля с темными лесными островами
Снег ты наш, снежище, снежик, снега во все стороны
- Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, «Снег да снег»
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими впечатлениями
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- От чего зависит состояние, вид снега? (От времени года, времени суток, погоды)
- Перевернем странички зимы назад и вспомним самое ее начало.
Звучит лит.монтаж о снеге, подготовленный учащимися.
Класс отвечает на вопросы:
Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
Почему он робок и тих?
Какие еще слова и выражения вам показались интересными, необычными?
- Так было в начале зимы. Мы с вами живем сейчас в ее конце. Что же вы увидели в заснеженном городе, парке, лесу?
- А вот что рассказал о январском снеге С.Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали:
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не захватил вторых рукавиц мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, но не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото.
- Каким же увидел автор январский снег?
- Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?
- А теперь посмотрите на снег глазами художника.
Цветовая лексика (на доске). Записать слова в черновик. Справиться в толковых словарях о значении непонятных слов.
- Вы уже заметили, ребята, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
- Что делает нашу речь выразительной? Какие сравнения (олицетворения, эпитеты) встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?
- Что еще обогащает и разнообразит нашу речь?
Запись синонимов к слову блестеть. (блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять и т. д.)
- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете записать план, предложенный вашему вниманию на уроке, можете создать свой.

Снег снег
Как зима беспредельна!
Н. Матвеева
I. «Здравствуй, гостья-зима!»
II. «Снег да снег кругом»
1. Снежное покрывало.
2. Снег на деревьях и домах.
3. снежные забавы.
III. «Прошла ее пора»
2. на следующем уроке учащиеся заканчивают работу в черновиках, редактируют первый вариант и переписывают сочинение начисто.
15