Презентация Проектная деятельность учащихся как средство формирования УУД


Проектная деятельность учащихся как средство формирования УУДМетодический день 25.11.2016г.МБОУ КСОШ № 2Выполнила Исмагилова Н.В. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения»(К.Д. Ушинский) Проектная деятельность обучающихся подтверждает эти слова. Поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, отводят одно из ведущих мест в ООП образовательного учреждения проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектам.Следовательно, перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Требования к проектуППППППроблема, потребность в чем-либоПроектирование, планированиеПродукт, реализация намеченного планаПоиск информацииПрезентация проекта, его оценка портфолио П



Формирование УУД в процессе проектной деятельности на различных этапах работы I этап Подготовка {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Содержание деятельности учащихсяЛичностные УУДКоммуникатив-ные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУДОбсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информациюСамоопределение- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении соц. нормамИнициативное сотрудничество- ставить вопросы, формулировать свои затруднения- предлагать помощь- проявлять активность во взаимодействииОбщеучебные-самостоятель-но выделять и формулировать познавательную цельЦелеполагание- формулиро-вать уч. задачу- ставить уч. задачи в сотрудничестве с учителем II этап Планирование{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Содержание деятельности учащихсяЛичностные УУДКоммуникатив-ные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУД Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проектаСамоопределение (зависит от темы исследования)- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру- осознание своей этнической принадлежностиПланирование учебного сотруд-ничества- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества- определять цели, функции участников взаимодействия- договариваться о распределении функций и ролейОбщеучебные- выбирать наиболее эффективные способы решения задач - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задачПланирование- выбирать действия в соответствии с задачей- составлять план действий- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельностиНравственно-этическая ориентация- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуацийУправление коммуникацией- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающихПрогнозирование- предвосхищать результат- предвидеть уровень усвоения знаний- предвидеть возможность получения конкретного результата III этап Исследование{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Содержание деятельности учащихсяЛичностные УУДКоммуникатив-ные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУДПоэтапно выполняют задачи проектаСмыслообразовние- мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)- целостный, социально-ориентирванный взгляд на мир в единстве и разно-образии природы, народов, культур и религийВзаимодействие- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы- строить понятные для партнера высказывания- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника- строить монологическое высказываниеИнформационные - поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах - передача информации (устно, письменно)- интерпретация информации- применение, представление и оценка информацииОсуществление учебных действий- выполнять учебные действия в мариализованной, громкоречевой и умственной формах- использовать речь для регуляции своего действияУправление коммуникацией- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве- оказывать сотрудничество и взаимопомощь- координировать и принимать различные позиции во взаимодействииЛогические - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков- анализ, синтез, сравнение, сериация- классификация по задан-ным критериям, установление аналогий- установление причинно-следственных связей- построение рассуждений, обобщениеОбщеучебные- ставить, формулировать и решать проблемы - выбирать наиболее эффективные способы решения задач - осуществлять смысловое чтение- выбирать вид чтения в зависимость от цели
IV этап Выводы{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Содержание деятельности учащихсяЛичностные УУДКоммуникатив-ные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУДВыполняют ис-ледование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.Самоопределение- осознание ответственности человека за общее благополучие - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся миреВзаимодействие- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы - строить монологическое высказывание Общеучебные- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности- осуществлять рефлексию способов и условий действийКонтроль и самоконтроль- различать способ и результат действия-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату- использовать установленные правила в контроле способа решенияСмыслообразование- целостный, социально-ориентирванный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религийУправление коммуникацией- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участниковКоррекция- вносить коррективы в действия - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок- вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталономСаморегуляцияконцентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений- стабилизация эмоционального состояния - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликтаНравственно-этическая ориентация- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Содержание деятельности учащихсяЛичностные УУДКоммуникатив-ные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУДПредставляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.Самоопределение- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки - готовность и способность учащихся к саморазвитию- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе- принятие образа «хорошего ученика»Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения- предлагать помощь и сотрудничество- проявлять активность во взаимодействииЗнаково-символические- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач- создавать и преобразовыавать модели и схемы для решения задач- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задачОценка- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество усвоения - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачиСмыслообразование- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание имВзаимодействие- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы- строить понятные для партнера высказывания- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника- строить монологическое высказываниеОбщеучебные- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера- ориентироваться в разнообразии способов решения задачСаморегуляция- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений- стабилизация эмоционального состояния - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликтаНравственно-этическая ориентация- эстетические потребности, ценности, чувства- доброжелатель-сть и эмоционально-нравственная отзывчивость- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества Управление коммуникацией- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
ТИПЫ ПРОЕКТОВпо доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. Паспорт проектаФИО руководителя проекта.Место работы, должность.ФИО учащихся.Место учебы, класс.Предметный раздел.Межпредметные связи.Уровень владения учениками проектной технологией (низкий, средний, высокий).Тема проекта.Содержание проектаВид проекта (по доминирующей в проекте деятельности; по характеру учебного предмета (образовательной области); по характеру координации проекта; по характеру контактов между участниками; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта). Цель и задачи проекта.Планируемые результаты проекта.Практическая ценность проекта.Методы и приемы работы учащихся.Информационные источники. Исследовательские проектыПо структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другиеОни совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Информационные проектынаправлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.  Схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.; Творческие проектыподчиняются жанру конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), Оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома, стенгазеты и т. п. Игровые проектыВ таких проектах структура только намечается и остается открытой до конца работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои, в игре могут имитироваться социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями. Степень творчества здесь очень высока, что потребует тщательной организационной подготовки. Оцените занятие
style.rotation