Урок-обобщение по теме Определение. Проектная деятельность на уроке русского языка в 5 классе.




Фокина Валентина Александровна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ с.Новая Бекшанка МО «Барышский район» Ульяновской области
Тема:Определение. Проектная деятельность на уроке обобщения и систематизации
знаний обучающихся по данной теме под названием «Осень ».(5класс ФГОС).
Тип урока:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.
Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.
Форма урока: урок – практикум.
Цели урока:
1.Предметные:а. Повторить знания обучающихся об определении, научиться распознавать определения в предложении и в тексте, узнавать способы выражения определения.
б. Научиться понимать роль определения в предложении и в речи.
в. Повторить правописание безударных гласных в корне слова.
2.Метапредметные:а. Развивать навыки устной и письменной речи, творческие способности, образное мышление обучающихся.
б. Обогащать речь обучающихся за счёт использования в ней определений.
в.Научить понимать выразительные свойства определений, обучать анализу поэтического текста, развивать умение давать самооценку своей деятельности.
3.Личностные:а. Воспитывать у обучающихся любовь к родной природе, к родному краю, чувство прекрасного.
б. Прививать интерес и любовь к русскому языку и литературе.
Ведущая компетенция:языковая (знание обучающимися второстепенных членов предложения).
Ведущий принцип:доступность, научность.
Основной метод:исследовательский.
Оборудование: 1. Компьютер, презентация к уроку по теме «Определение»под названием «Осень».
2.Тесты.
3. Опорные схемы (к проверке домашнего задания). (Слайды к теме).
4.Карточки с индивидуальными заданиями.
5.Личные карточки обучающихся. («Листы достижений»).
6.Выставка книг со стихами об осени.
7.Мини-проекты обучающихся.
8.Выставка рисунков и репродукций картин об осени.
Оформление урока:1.Записи на доске.
2.Эпиграф к уроку:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И.Тютчев.
3.Плакат со словами:
Вспомни: роль определения и способы его выражения
Узнай: частотность употребления определений в разных стилях и типах речи и их выразительные свойства.
Умей: анализировать, сравнивать, находить определения в предложении, в тексте, обогащать свою речь за счёт использования в ней определений.
4.Заголовок урока: «Осень».
5. Анкеты и схемы для проведения рефлексии.
6.Карточки с символами обозначения этапов урока.
Литература:
1) Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –
М.:Просвещение, 2012.
2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
3) А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
4) М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2003.
5) Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
6)Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004г.
7) Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008
8) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
9) Е.А.Влодавская «Дидактические материалы по русскому языку»- М., «Экзамен»,, 2013
10) Е.П.Черногрудова «Тесты по русскому языку.» -М., «Экзамен»,2013.
11) Контрольно-измерительные материалы»-М.,»Вако»,2013
12)Е.Шурмелёв «Капельки России»,Ульяновск,2012.

Ход урока.
1.Орг. момент.
а .Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют уважаемые гости, и поэтому я прошу вас не волноваться, быть предельно активными, внимательными и сосредоточенными. Вспомним наш девиз:
Сегодня будем говорить
Только о хорошем,
Не ударим в грязь лицом
Не сядем и в галошу
б. Знакомство уч-ся с этапами урока (на доске),объединёнными в 3 группы: «Вспомни», «Узнай». «Умей».
в Запись в тетрадях числа ,классной работы.
2.Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
а. Этап «Вспомни»: О чём мы говорили на прошлом уроке?
Что такое определение? На какие вопросы отвечает? Что оно обозначает? (Работа по опорной схеме -слайд №3, уч-ся вписывают вопросы определения и что оно обозначает на страничке книги, «Проверим» - слайд №4)
Как подчёркивается определение?
: Хоровое чтение считалочки:
(Вопросы какой?, чей? просты, не забудь волнистой черты.)
Уч- ся выставляют оценки в « Лист достижений» после каждого вида работы.
б. Работа в парах (тесты или карточки) со взаимопроверкой и оценками. («Приложение»)
3.Беседа учителя с обучающимися о целеполагании урока и его теме.
а. Сообщается, что на прошлом уроке уч-ся были художниками и рисовали картины природы, а сегодня они будут в роли писателей-исследователей природы и к концу урока составят небольшую книгу-мини-проект по теме «Определение».
б. Вопрос учителя: А какое время года за окном? (Осень). Значит, как мы назовём свою книгу? (Осень). Мы попробуем описать её красоту, очарование, рассказать о волшебных красках осени. Недаром мы взяли в качестве эпиграфа великолепные слова Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
в.А какие слова нам помогут в этом?(Определения) .Мы узнаем , как используются определения в речи, в тексте, для описания предметов и явлений природы. На прошлом уроке мы проводили исследование и узнали, какими красками рисует Осень в лесу. Напомним их: (красные, жёлтые, оранжевые, золотые, коричневые, зелёные, лимонные, багровые, лиловые). Скажите, а все ли слова вам здесь знакомы? Правописание и смысл какого слова нам неизвестно? (багровые).А вот (ф…имя)ученицы знает это слово,она прочитала о нём в «Толковом словаре» и посмотрела в Интернете Это её авторская работа.
4.Словарно-орфографическая работа.
а. Чтение ученицей словарной статьи из «Толкового словаря» (слайд №5)
б. Багровый. Багр. – «красный цвет, красная краска» (русск.)
Багряный.
Багрянец.
Багрец.
Багровое солнце медленно опускается за лесом.
Роняет лес багряный свой убор.
(Задание: найти определения и подчеркнуть их)
Уч-ся записывают слова в тетрадь- «помощницу»(тетрадь ,куда записываются интересные моменты урока ,стихи, считалки, незнакомые слова.)
5.Физкультминутка (песня «Я рисую солнце») Авторская работа учащегося.
6.Самостоятельная работа с текстом «Наш край» ( слайд №6)
Задание: (всему классу) выписать определения, выраженные прилагательными.
Двое у доски разбирают предложения по членам:
Мы живём в селе Новая Бекшанка. Оно расположено в чудесной долине между Бекетом и Лысой горой. В нашем краю нет особенных красот и богатств. Но мы любим родные места . Особенно красив наш край осенью. Удивительные люди живут здесь. Своим трудом они прославляют нашу великую Родину.
а. Но мы любим родные места.
б. Удивительные люди живут здесь.
7.Творческое задание (по группам). (Приложение)
Работа с репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень».
Первая группа описывает картину по опорным словам, используя определения-прилагательные, вторая группа вставляет определения в предложения .Зачитываются тексты, выставляются оценки.
Текст 1 группы:
Художник И .Левитан изобразил в своей картине золотую осень. На переднем плане картины – стройные берёзки. Под ними лежат красные ,багровые и жёлтые листья. В речке
отражается синее небо, по которому плывут белые облака. Мне кажется ,что осень- любимое время года у художника.
Текст 2 группы:
Осень- любимое время года Левитана. Здесь он изобразил картину золотой осени. На переднем плане картины -берёзовая роща. Стройные берёзки стоят в разноцветном уборе. Земля укрыта жёлтыми, красными листьями. На поверхности воды отражается синее небо белыми облаками . Осенний день полон радости и света!
Учитель предлагает свой вариант текста (Слайд№ 7)
Осень
Художник И. Левитан нарисовал картину «Осень» .На берегу речки растут берёзки.
На земле лежат листья. По небу плывут облака .Осень нравится художнику.
Сравните, какой текст звучит лучше?( тот ,который составили дети) А почему? Потому что в первых двух текстах есть определения ,которые украшают нашу речь.
8.Вывод: Нужны ли определения в тексте? Для чего они нужны?
Уч-ся отвечают ,что определения украшают нашу речь .дают конкретную подробную характеристику предметам.Учитель подводит итог урока: «Ребята, итогом нашего урока являются книжечки, которые мы закончили вместе с вами.Это мини –проекты на тему «Определение »под названием «Осень».
Краски осени вдохновляли многих поэтов, очарованных её красотой: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.
9. Презентация «Осень», чтение стихов уч-ся об осени, отгадывание загадок. Чтение учителем стихотворения «Осень» ученицы 4 класса Щаповой Яны. Осень.
Осень золотая дождями землю мочит,
Птичка, улетая, сказать мне что- то хочет.
И мне она сказала, что осень уж настала,
А я сама всё вижу, а я сама всё слышу.
Я вижу жёлтые клены, я слышу птичий гомон,
Кругом всё так красиво!
И осень - просто диво!
Щапова Яна.
С. Новая Бекшанка.
10.Рефлексия. (Если урок понравился – ребята прикрепляют на ветки красные кленовые листья, если нет, то – жёлтые.)
11.Домашнее задание: составить синквейн на тему «Осень».