Конспект урока русского языка Глагол.Обобщение 4 класс Школа 2100


Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение»
Форма проведения урока: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол»
Цели:
Обучающая:
закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола;
способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетенций.
Развивающая:
развивать речь детей, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,
активизировать словарный запас.
Воспитывающая:
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись «Шум моря» для физминутки, карточки для работы в группах, журнал оценивания работы работников отдела, конверты «Вопрос коллеге», грамота «Лучшему отделу журнала «Глагол»Пояснительная записка:
Открытый урок русского языка в 4 классе в рамках методической недели, организованной ШМО с целью обмена опытом.
На уроке присутствовали учителя и администрация ОУ.
Решая проблему преемственности начального и среднего звена, на урок приглашены будущий классный руководитель Н.Н.Чепурная и учитель русского языка И.В.Вдовенко.
Урок проведён в форме деловой игры. Все учащиеся поделены на группы – отделы редакции журнала. Деление на группы, распределение ролей и инструктаж проведены до начала урока.
В каждом отделе есть свой редактор – руководитель отдела, корреспондент и специалисты. Редактор каждого отдела ведёт журнал участия в работе отдела (Приложение №4), фиксируя и контролируя балл самооценивания каждого «сотрудника» по этапам (выделение красным цветом в сценарии) и ведёт учёт бонусных баллов отдела.
Сценарий урока:
Организационный момент (слайд 2):
Учитель: Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна нас манит, в окна дышит,
Мы поработаем с усердием сейчас,
Ведь мы друг друга любим, чувствуем и слышим.
(слайд 3) - Сегодня проводится расширенное заседание редакционного совета журнала «Глагол». На заседании присутствуют (слайд 4):
Редакторы, корреспонденты, специалисты и наши гости, они же эксперты!
Итак! Все в сборе! Начинаем!
Перед нами стоит задача: проверить знания о глаголе, а перед экспертами - сделать заключение: достаточно ли мы готовы к выпуску апрельского номера журнала.
Учитывая задачу урока, скажите, пожалуйста, что будем проверять? (отвечая на вопрос, формулируем цели урока).
На доске: Проверить умения:
- различать глаголы
- определять морфологические признаки (время, число, лицо)
- начальную форму
- спряжение
- разбирать по составу
- употреблять в речи
Учитель: Для того, чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов редакции журнала должны хорошо разбираться в теории. И поэтому я предлагаю вам провести в ваших отделах пресс-конференцию (слайд 5) . Ответственные – корреспонденты.
« Пресс-конференция»
(корреспонденты проверяют знание правил по теме «Глагол»)
Учитель: - Корреспонденты, доложить обстановку в отделах!
- Какую работу выполняли? Для чего?
- Оцениваем работу каждого (оценки выставляются в журнал отдела).
Учитель: - С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить к практической части нашего заседания (слайд 6).
Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пляшет, или забивает «гол».
Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам глагол!
Эпиграф (слайд 7): «Глагол - самая «деловая», самая живая часть речи»
А.Югов.
Учитель: - Как вы это понимаете?
Дети: - Глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении (по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного).
2. Какие слова лишние? (слайд 8)
(убрать лишние слова)
новости, мочь, сказать, говорить, знать, счастье, любить
Учитель: - Почему оставили эти слова (слайд 9)? ( глаголы), что их объединяет? (н.ф.).
- Над чем работали?
- Сделаем пометку на доске (в целях) и оцениваем работу каждого в журналах.
«Спец.корреспондент» (слайд 10)
3. Домашнее задание.
Учитель: - Корреспондент, который выполнял домашнее задание в электронном виде - за компьютер! (ученик выводит на экран выполненное задание, остальные проверяют и исправляют).
- Какую работу выполняли? Делаем пометки в целях.
- Оцениваем работу каждого.
4. Шифровка
Учитель: Наш спец.кор из-за рубежа прислал шифровку, в ней только глаголы(приложение № 1). Разберите их по составу.
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Учитель: - А теперь давайте отправимся в другие отделы нашего журнала для обмена опытом (методика «автобусная остановка»: отделы меняются местами, чтобы познакомиться с работой соседнего отдела).
Учитель: - Какие возникли вопросы и разногласия?
- Какой темой можно объединить эти глаголы? Значит, о чём хотел сообщить наш зарубежный корреспондент? ( о наступлении весны)
- Над чем работали? Отмечаем в целях и оцениваем работу каждого.
«Отдел писем» (слайд 11)
Учитель: - Из отдела писем к нам поступил материал на такую же тему, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним нужно сначала поработать.
Ни для кого не секрет, что сотрудник журнала должен быть очень эрудированным и грамотным. Объясни написание.
5. Редактирование текста(работа в группах по приложению № 2).
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны.
- Проверяем (слайд 12)
- Над чем работали? Отмечаем в целях и оцениваем работу каждого.
6. Морфологические признаки.
Выпиши глаголы, определи время, число лицо и спряжение.
- Проверяем (слайд 13):
Пришла (п.в.,ед.ч., 3л., ж.р.)
Начинают (н.в., мн.ч, 3 л.)
пробуждаются (н.в., 3 л., мн.ч.)
наполняются(3л., мн.ч, н.в.),
наливаться (н.ф.)
развёртываться (н.ф.)
видишь (н.в., ед.ч., 2л.)
радуешься (н.в., ед.ч., 2л.)
- Над чем работали? Отмечаем в целях и оцениваем работу каждого.
Физминутка для глаз (слайд 14).
Учитель: Вы так много повидалиЯ думаю, глаза ваши устали,Поэтому я предлагаю сейчас,Гимнастику для расслабленья глаз.
(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку «Шум моря»).
Учитель: – Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота.
Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов.
Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.
Роль глагола в речи (слайд 15)
Учитель: - Уважаемые коллеги! Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас, умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.
- А, кстати, что такое антоним? Синоним?
7. Запишите синоним и антоним к глаголам:
грустить, бранить, бледнеть (слайд 16)
Проверяем (слайд 17):
Грустить – печалиться – унывать – радоваться – веселиться
Бранить – ругать – хвалить
Бледнеть – белеть – краснеть.
- Над чем работали? Отмечаем в целях и оцениваем работу каждого.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам заработать бонусные баллы в общий зачёт отделов. Необходимо быстро и правильно отвечать на вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл отделу.
Замени сочетание слов одним словом-глаголом (слайд 18).
Оказывать помощь - помогать
Вести наблюдение - наблюдать
Очищать пол от сора - убирать
Давать советы - советовать
Покрываться цветами - зацветать
Принимать решение - решать
2. Что объединяет эти глаголы? (это глаголы 1 спряжения)
3. Замените фразеологические обороты подходящими синонимами (слайд 19).
Повесил нос – огорчился.
Клевать носом – дремать.
Водить за нос – обманывать.
Учитель: - Мы с вами говорим, что глагол - самая живая и действенная часть речи. Но часто в жизни происходят вот такие казусы (слайд 20):
«За столом сказала мать: хватит языком болтать!
А сынишка осторожно: а болтать ногами можно?»
4. Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».
Болтать – это многозначное слово.
1.разговаривать много, быстро.
2.делать движения ногой.
5. Объясните смысл пословицы (слайд 21)
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Рыбак рыбака видит издалека.
Слышишь звон, да не знаешь где он.
Бумага всё стерпит.
- Над чем работали? Отмечаем в целях.
Учитель: Выпишите глаголы из пословиц, определите спряжение.
8. Глаголы-исключения (слайд 22)
- Над чем работали? Отмечаем в целях и оцениваем работу каждого.
Реклама (слайд 23)
Загадка: Когда мультфильмы я смотрю внимательно, она прервёт на самом интересном обязательно. Расхвалит «Сникерс», «Орбит», «Милки уэй», чтоб мамы покупали нам скорей. Хвалить товар она затем старается, и в магазинах он быстрее раскупается. (реклама)
- Чтобы привлечь внимание нашему журналу, нужна реклама. Каково значение этого слова? (слайд 24)
Реклама - это яркая информация о каких- либо товарах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.
Это слово заимствовано из французского языка, где реклама означает «кричать», «зазывать». Первоначально реклама была устной.
- Подберите слова, однокоренные слову «реклама» (рекламный, рекламировать, рекламист).
- Какой корень у этих слов?
- Прорекламируйте выпуск нашего журнала «Глагол». Возможно, вам пригодится эта информация(слайд 25):
Реклама(слайд 26) (по 1 баллу в общий зачёт отдела).
Учитель: - Уважаемые коллеги, а вам не кажется, что наш выпуск получился серым и не интересным? (слайд 27) Чем можешь дополнить страницы журнала? (рисунок, статья, сказка, кроссворд, ребус). Вот это и будет ваше домашнее задание.
Учитель: Время нашей работы подходит к концу. Давайте подведём итоги. Обратите внимание на доску. Достигнуты ли цели, которые мы перед собой ставили?
Рефлексия(слайд 28):
- Для меня было интересным…
- Я узнал, что…
- Мне было трудно…
Гонорар
Учитель: - А теперь оценим работу каждого на уроке. (слайд 29)Уважаемые редакторы, подведите итоги работы своих коллег. Спорные отметки помогут решить вопросы из конверта «Вопросы коллеге» (приложение № 3).
Заключение экспертов
Учитель: - Итак, я обращаюсь к нашим экспертам (слайд 30): «Считаете ли вы, что номер майского журнала «Глагол» готов к выпуску? Значит, апрельский номер выйдет в срок! Все сотрудники поработали на славу, за что и благодарю.
Учитель: А теперь суммируем заработанные баллы каждым сотрудником отдела, делим его на количество сотрудников, прибавляем бонусные баллы отдела и выбираем лучший отдел нашей редакции! Апплодисменты. (слайд 31)
Приложение №1
Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.
Приложение №2
В.сна.
(При)шла долгожданная в.сна. Д.ревья (про)буждают.ся (от)зимнего сна и (на)полняют.ся соками. Поч.ки (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся (в) з.лёные лист.я.
Ты вид.ш. кр.соту р.дной пр.роды и радуешься (на)ступлению в.сны.
Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.
Приложение №3
«Вопросы коллеге»
- определи время глагола «позвал»?
- определи число и лицо глагола «думают»
- каким членом предложения является глагол?
- укажи форму глагола «открывать»
- какой глагольный суффикс есть у глагола «прыгал»?
- определи спряжение глагола «любит»
- определи лицо глагола «согреваешь»
- определи время, число и род глагола «перекусил»
- определи время глагола «выскочит»
- определи спряжение глагола «спеть»
Приложение №4
Журнал учёта работы отдела
Вид работы/имя сотрудника Пресс-конференция Лишние слова Домашняя работа 4. Шифровка(разбор глаголов по составу) 5. Редактирование текста 6. Морфологические признаки 7. Синонимы, антонимы 8. Глаголы-исключения Итоговый балл сотрудника Итоговый балл отдела Средний балл отдела Бонусные баллы отдела Итого