Урок русского языкав 6 классе Повторение по теме Глагол

ГБОУ ООШ пос.Аверьяновский





Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
« Правописание гласных в суффиксах глаголов»

подготовила
учитель русского языка и литературы
Кдырова К.В.

Аверьяновский
2017
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах глаголов» (Урок дифференцированного обучения).
Цели урока: познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов.
Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением полученных знаний)
Методы: коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.
Ход урока.
Организационный момент.
Опрос.
-Что обозначает глагол?
( Глагол обозначает действие предмета или процесс).
-На какие вопросы отвечает?
(Отвечает на вопрос : что делать? что сделать?)
-Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?
(Постоянными морфологическими категориями являются следующие: спряжение, вид, переходность).
-Какие морфологические категории могут меняться?
(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).
-В роли какого члена предложения выступает глагол?
(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают 2 человека.
1.Синтаксический разбор.
Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.
2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.
На компьютере 1 ученик.
Работа над ошибками. Вставить и объяснить пропущенные орфограммы.
Дограет, предлгать, рстить, рас- стлил, приксаться , пригрет , выбрать ,примрить ( друзей).
4.Словарная работа.
Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.
Вопрос ученику:
-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.
Работа в группах. Класс разделен по рядам: 1ряд, 2 ряд.
1ряд: читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения орфограммы.
2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.
Алгоритм работы. (на компьютере, выдан на каждую парту).
-ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-




У глаголов прошедшего времени пишите суффикс




-ова-/-ева- , если
глагол в 1-м лице единственного
числа настоящего времени заканчивается на
-ую,-юю.
советовал - советую
танцевал - танцую.
-ыва- /-ива -,если
глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени
заканчивается на
-ываю, - иваю.
рассматривал - рассматриваю
подписывал - подписываю.



Для первичного закрепления 2-му ряду:
(Записать пары слов, выделить орфограмму)
Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю, докладывать-докладываю.
1 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет весь класс.
Конспект примерно такого вида:
Если: То:
в настоящем времени в неопределенной форме,
(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени
оканчивается имеет суффиксы
-ую (- юю) - ова - ( -ева-)
советую советовать
2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)
опаздываю опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:
1 ряд - связный ответ с примерами, образец рассуждения с примерами
2 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.
ІV. Закрепление нового материала.
Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю, что работающие самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.
Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы.
NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный
заигрвать - ослабвать-
запаздвать - прибвать-
оправдвать - вскриквать-
обменвать - повелвать-
2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.
Проповедвать, исповедвать, командвать, намерваться , обурвать, потчвать, заночвать, раскорчвать.
Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.
Марш - цитата-
салют - зима-
модель - риск-
телеграф - совет-
премия - аплодисменты-
адрес - группа-
след - чувства-
маска-
4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.
Например: дал совет – посоветовал.
Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.
5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.
(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)
V. Подведение итогов урока.
1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-Чем нужно воспользоваться, чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?
-Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?
2.Оценки за урок.
3. Перспектива на следующий урок.
-На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.
VІ. Домашнее задание.
§90,конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.
По группам:
1ряд-№ 526 (из учебника по заданию)
2ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

Приложение
1.Синтаксический разбор.
Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.
2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.
3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-
щенные орфограммы. Дограет, предлгать, рстить, рас- стлил, приксаться , пригрет , выбрать ,примрить ( друзей).
4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)
Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.
Вопрос ученику:
-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?
Приложение
Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).
-ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-




У глаголов прошедшего времени пишите суффикс




-ова-/-ева- , если
глагол в 1-м лице единственного
числа настоящего времени заканчивается на
-ую,-юю.
советовал - советую
танцевал - танцую.
-ыва- /-ива -,если
глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени
заканчивается на
-ываю, - иваю.
рассматривал - рассматриваю
подписывал - подписываю.

Приложение
Конспект примерно такого вида:
Если: То:
в настоящем времени в неопределенной форме,
(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени
оканчивается имеет суффиксы
-ую (- юю) - ова - ( -ева-)
советую советовать
2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)
опаздываю опаздывать
Приложение
Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы.
NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный
заигрвать - заигр.. ослабвать-
запаздвать - прибвать-
оправдвать - вскриквать-
обменвать - повелвать-
2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.
Проповедвать, исповедвать, командвать, намерваться, обурвать, потчвать, заночвать, раскорчвать.

Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы глаголов.
Марш - цитата-
салют - зима-
модель - риск-
телеграф - совет-
премия - аплодисменты-
адрес - группа-
след - чувства-
маска-
4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.
Например: дал совет – посоветовал.
Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.
5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.
(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2 ряда выполняют самостоятельно.)