Урок русского языка 8 класс Глагол и его формы




Урок русского языка в 8 классе
Учитель Леонидовской сш Агапова Т.В.


Тема урока: Глагол его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их грамматические признаки.
Цель урока: Повторить все о глаголе и его формах
Критерии успеха: 1. Знать, что такое глагол
2.Понимать грамматическое значение глагола, причастия и деепричастия
3.Уметь правильно писать личные окончания глаголов
Оборудование: Карточки , Слайдовый материал, листы А4 и А3, маркеры, учебники, справочная литература, конверты с подсказками, критерии оценки, оценочные листы
Ход урока:
I. Создание коллаборативной среды
Учитель приветствует учеников, проводит разминку «Австралийский дождь»

II. Стадия вызова

Далее учитель настраивает учащихся на определение темы урока.
Предлагает распределить слова по группам, определяя их общие признаки (См приложение карточка №1). Дети работают в парах, распределяют слова по группам, аргументируют свой выбор. Обсуждение выносится в класс и делается вывод, что на уроке речь пойдет о глаголе и его формах- причастии и деепричастии.
На следующем этапе урока применяется прием «Да-нет-почему». Учитель предлагает тезисы, дети их подтверждают либо опровергают, приводят аргументы.
Тезисы по теме:
- Причастие – это знаменательная часть речи(особая форма глагола)
- Глагол имеет три наклонения (да)
- Причастие изменяется по родам, числам и падежам(да, в полной форме)
- Деепричастие отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (что делая? что сделав? как?)
- Причастия бывают действительные и страдательные (Да)
- Деепричастия в предложении выступают в роли обстоятельства(Да)
-Причастия обозначают признак предмета(признак предмета по действию)

III. Стадия осмысления
Далее проводится работа в группах. Весь класс делится на три группы. Каждая группа готовит кластеры «Портреты частей речи»:1 группа- «Глагол», 2 группа- «Причастие»,3 группа- «Деепричастие».Учащиеся составляют и презентуют кластеры. Далее проводится защита кластеров, другие группы задают вопросы и при необходимости дополняют материал.
На следующем этапе учитель предлагает самостоятельно выполнить упражнение, вставить гласные в личных окончаниях глаголов (см Приложение Карточка№2). Для учащихся уровня С приготовлены подсказки в конвертах, которыми они могут воспользоваться в случае затруднения (см Приложение Подсказки № 1 и 2 ). После выполнения упражнения проводится взаимопроверка в группах, дети меняются карточками, подсчитывают ошибки, записывают их количество, и карточка передается дальше, пока все участники группы ее не проверят. Далее каждый учащийся проверяет свою работу по алгоритму и оценивает ее.
Следующий вид работы проводится в парах, предлагается заменить в предложениях глаголы (где это возможно) сначала причастиями, потом- деепричастиями (см Приложение Карточка №3)





IV. Стадия рефлексии

Рефлексия и оценивание проводится на каждом этапе урока. Учащиеся оценивают друг друга и сами себя, заполняются оценочные листы. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу и выставляют оценку (подсчитывая средний балл в оценочных листах)

V. Задание на дом.
Учитель объясняет, что ученики должны сделать дома:
Выполнить упр.34.
Подготовить по три вопроса по теме урока
написать эссе «Жизнь без глаголов»
Учащиеся сами должны выбрать вид(ы) работы из предложенных учителем.


Приложение.
Карточка №1 (Слова предлагаются в разрезанном виде, чтобы учащиеся их могли группировать по своему усмотрению)
Убегать
Читающий
Улыбаясь

Любоваться
Строящий
Закрывая

Просмотреть
Любимый
Напугав

Вырастать
Поющий
Закончив

Вздохнула
Видевший
Переполняя

Направились
Горевший
Искупавшись

Изучать
Ведомый
Шелестя

Оказаться
Читаемый
Рассмотрев

Думает
Надеявшийся
Повторяясь

Торжествуют
Зависевший
Решив

Дремлет
Награжденный
Нахмурясь

Шел
Рассеянный
Ворча


Карточка№2
Как мало все мы - взрослые и дети - забот...мся о нашем друге. О лесе. Как редко сажа...м деревья и цветы! Как часто топч...м, не задумываясь, траву.
Лов...м стрекоз и бабочек, которые потом умира...т у нас в коробках. А ведь стрекозы лов...т мух и комаров. Значит, они защища...т от них нас, людей. А бабочки, как и шмели, и пчёлы, опыл...т цветы. Чтобы на каждом стебельке созрело семя.
Деревья, травы, крохотный лесной ручей и узкая тропинка меж цветами всё это дар...т нам с тобой лес. Он очень добрый. А если лес, по которому ты ид...шь, не истоптан, не изломан, не измучен недобрыми людьми, он ещё подар...т тебе и пригоршню ягод, и заячью кислицу.
(JI. Васильева)
Карточка №3
Мы срывали и раскладывали в корзины травы и цветы.




Мальчик слушал музыку и смотрел в окно




Листья свернулись от мороза и шуршат под ногами.






Подсказка №1
Е- в глаголах первого спряжения
И- в глаголах второго спряжения


Подсказка №2
Спряжение это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Принято различать два спряжения - первое и второе.
К I спряжению относятся глаголы с окончаниями -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют).
Ко II спряжению относятся:
а) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
б) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
в) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями
на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.

15