Русский язык тема урока: Его величество, глагол

Урок русского языка 3 класс
Тема: «Его величество, глагол»
(Повторение и обобщение знаний о глаголе)

Цель: повторить и обобщить грамматические признаки глагола, определять
глаголы в речи;
Планируемые результаты: распознавать глагол по грамматическим
признакам, определять роль глагола в предложении, правильно
задавать вопросы к неопределённой форме глагола, определять время
глагола, правописание частицы не с глаголами;
развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания,
связной речи, оценивать правильность выполнения заданий, умение
обобщать;
воспитывать взаимопонимания, интереса к русскому языку,
самостоятельности.

Тип урока: обобщающий
Оборудование: разноуровневые карточки, карточки с глаголами, интерактивная доска, проектор, тетрадь, музыкальная минутка.

Ход урока
Эмоциональный настрой учащихся
Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой.
Актуализация знаний учащихся
Поэтическая страничка. (слайд)
Ярко солнце светит, Дремлет лес: ни звука,-
В воздухе тепло, Лист не шелестит.
И, куда ни взглянешь, Только жаворонок
Всё кругом светло, В воздухе звенит.
(И. Суриков )
- С помощью каких слов поэт описал картину весны?
- Что это за слова? Докажи!
- О каких приметах весны говорится? Дополни .
- Поставь вопрос к глаголам.
- Какого времени глаголы? Докажи
- Назови весенние месяцы. Какой сейчас месяц? (рассказ учащихся о марте месяце)
Март – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали. Март – капельник. (слайд)
Третий месяц у ворот –
Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик
Ёжится, мрачнеет.
Старый к холоду привык,
Он в тепле худеет. (Ю. Коринец)
- Что мы знаем о глаголе?
Составляем кластер «Рыбная кость» (слайд)
(глагол, постоянные признаки, непостоянные признаки, вывод )
- Хотелось бы вам знать, откуда взялось это слово «глагол», без которого не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений?
По- старославянски глагол «слово». По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет и лицо, и время, и вид.
Он и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. С именами существительными они большие друзья. Вместе они могут о многом рассказать.
Наша задача доказать, что глагол действительно необычная часть речи.
Минутка чистописания
Гг – характеристика буквы
Гкп гггппп гпгпгп
Обобщение и систематизация знаний.
Собери из слов предложение (слайд)
Весна, на, Казахстана, уже, север, пришла, и.
- Выполним синтаксический разбор предложения. Найди в предложении глагол. Определи время, род и число глагола. Что мы знаем о глаголах прошедшего времени?
- Какова роль глагола в предложении?
Работа по карточкам. Разноуровневые задания.
Определи лицо и число глаголов.
Мечтаешь о кукле, падают листья, наблюдаю за природой, рассказываешь сказку, верим в мечту, напишите письмо, играете на трубе.
Вставь пропущенные буквы в окончании глаголов и определи их лицо и число.
Тревожшь маму, грузм вещи, рубт дрова, рисуте картину, сиж на стуле, кушате в столовой, смотршь в окно.
Подбери подходящее по смыслу имя существительное, вставь пропущенные буквы в окончание глаголов. Определи лицо и число.
Обидшь ________ Чертшь ____________
Стирате ________ Танцут _____________
Дежурм ________ Нес ____________
Делаем вывод: изменение глаголов по числам и лицам
- Как определить спряжение?
Замени одним словом. (в паре) (слайд)
Сделать покупку (купить)
Молоть языком (болтать)
Лить слёзы (плакать)
Клевать носом (дремать)
Дать ответ (ответить)
- Что это за глаголы? Что о них знаем?
Вывод: ..
4.Музыкальная физминутка (запись)
Отрицательные глаголы. Работа над пословицей. Запиши правильно
пословицу. Объясни. (слайд)
Языком (не)спеши, а делом (не)ленись.
Вывод: частица не с глаголами
- Назови слова исключения . (невзлюбить, недоумевать, ненавидеть, негодовать, недомогать)
Игра «Кто самый внимательный». Назови глаголы с частицей «НЕ».
Как вести себя в гостях (слайд)
Не ходите без подарка, Будь воспитанным и скромным,
Не должно его быть жалко! По местам не шарь укромным.
Если вас не пригласили, Похвали хозяев дома,
Не врывайтесь в гости силой. А также то, что в доме том.
Не забудь ботинки снять, Ты обулся, куртку взял .
Дома в них нельзя гулять! А «До свидания» сказал?
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся. (И. Горюнова)
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты ни был.
- Как нужно вести себя в гостях? Какие правила поведения вы должны соблюдать?
Распредели глаголы по временам. На парте карточки с глаголами.
(работа в паре)
1 пара Испугала, вопил, смеюсь, пою, выкатилось, побежало, краснеют,
вытянут, напишут, лежит, кормим, полетят, подрастут, смотрят,
выбегут.
2 пара Кричал, кричат, закричит, свалилось, глядят, ткали, настал,
испытывают, налетит, видит, ждёте, воспитывает, свищет,
распустится, зацветёт.
- Как отличить времена?
Проверка.
Вывод: глаголы изменяются по временам ..
5.Рефлексия
Продолжи предложения
- Мне урок понравился ..
- Я на уроке .
6. Итог урока
Глагол, действительно очень ценный работник в нашей речи. Его надо знать и любить.
Выставление оценок. Составление синквейна «глагол»
Всем спасибо за урок!



15