Образовательный материал


Формирование действия моделирования на уроках литературного чтения 2013 г. Авторы курса литературыЗ.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина Основная задача курса:Воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отражённых в нем жизненных явлениях. Теоретической базой курса является концепция М.М. Бахтина Предмет литературной деятельности- художественное целое произведение, художественная модель мира. Центр этого целого – герой, погружённый в поток изображаемых жизненных событий, как бы проживает свою жизнь изнутри. Такое представление позволяет описать данный курс через исходное отношение:Автор – художественный текст – читательА освоение этого отношения представить как непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников: то в позиции – автор, то в позиции – читатель. Литература как искусство слова Литература и театр. Позицияавтора, читателя-критика, теоретика, зрителя. Диалог героев. Рассказчик-герой. Рассказчик-повествователь. Точка зрения.Плавающая точка зрения.Внутренний мир героя:ум, характер (воля, чувства),настроения. Настроения разных модальностей и оттенков:радость,скорбь, таинственность,сердитость, возмущение. Моделирование художественно-творческого процесса на уроке литературы Работа в позиции читателя Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции читателя, выступает акцентное вычитывание текста, т.е. вычерпывание из текста определённых моментов, существенных для понимания авторского замысла, авторских оценок. Работа в позиции автора В предлагаемом курсе выделяются два самостоятельных вида авторской работы, соответствующих двум другим видам литературной деятельности – художественный и публицистический. Работа в позиции автора-художника Детское литературное творчество направлено на создание художественного высказывания в соответствии с законом выразительной художественной формы. Широкое включение такого творчества и его ведущая роль в начальной школе – принципиальное отличие предлагаемого курса от традиционного.От маленького писателя к большому читателю. Работа в позиции публициста Такая работа позволяет развивать важное качество публициста – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она даёт детям возможность выразить своё мнение, отношение, более того – помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к мнению и точке зрения другого.Существенным условием развития детской публицистики в предлагаемом курсе выступает художественное творчество, в основе которого – выражение точки зрения рассказчика и героев. Работа в позиции теоретика Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа, которые служат средствами работы в авторской и читательской позициях. Иными словами, теоретические знания необходимы как условие развития практики разных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определённого минимума литературоведческих знаний. Все лучшие человеческие качества развиваются сами собой там, где есть творческое отношение к жизни. Давыдов В.В. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!