Урок литературы в 9 классе «Юноше, обдумывающему житьё…» (изучая «Мёртвые души»)

Урок литературы в 9 классе «Юноше, обдумывающему житьё...»
(изучая «Мёртвые души»)
При изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» неоднократно ловила себя на мысли, какой великолепный материал даёт автор для воспитания юной души! Особенно люблю уроки, на которых разбирается история Павла Ивановича Чичикова: это уникальная возможность поговорить о наказах отцов своим детям. Вопрос о моделях семьи, о семейных ценностях, о «продукте» семейного воспитания для моих учеников далеко не праздный. Есть и «чисто образовательная» польза: на этих уроках мы говорим о традициях русской и европейской литературы. Историю Павла Ивановича Чичикова (ту его часть, когда речь пойдёт о наставлениях отца сыну) мы впишем в культурологический и социальный контекст.
Итак, урок.
Тема: «Юноше, обдумывающему житьё»
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: кто вырастет из сына, если он получил такой наказ отца?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа.
Оборудование: компьютер с подключением к Интернету, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя.

Ход урока
I. Представление учителем учебной ситуации (погружение).

Рамки ситуации










II. Работа в рамках учебной ситуации
Перспективное домашнее задание было следующим: приведите примеры произведений русской и европейской литературы, в которых отец давал жизненный наказ своему сыну. Спроектируйте модель семьи, в которой культивируются те или иные ценности. Определите качество «воспитательного продукта».
Результаты выполнения домашнего задания перед групповой исследовательской работой представляются выборочно (только в части указания произведений).
Обычно ученики называют следующие произведения:
64 поучение «Домостроя»;
«Благословение благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единственному сыну Анфиму»;
Поучение Владимира Мономаха;
«Путешествие из Петербурга в Москву» (глава «Крестьцы);
«Горе от ума» (Молчалин);
«Капитанская дочка» (Петруша Гринёв);
«Мёртвые души» (Павел Иванович Чичиков);
читающие дети называют «Войну и мир» (отец и сын Болконские);
«Три мушкетёра» (отец и сын д,Артаньян);
«Гамлет» (Лаэрт и Полоний).
Демонстрация презентации учителя помогает систематизировать подобранный материал и перейти к следующему этапу урока.
Разделившись на группы, ребята занимаются работой с текстами, исследованием параллелей, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации).

При работе создаются схемы и графические рисунки.
Я выбираю



Я могу создать другую модель «взаимоотношения»


При этом ребята выстраивают разные виды иерархии семейных ценностей, составляют психологические портреты «сынов», устанавливают причинно-следственные связи.
Несколько иначе решается вопрос о примерах из произведений европейской литературы.

Анализируя фрагмент из «Трёх мушкетёров»:
- Сын мой! - произнес гасконский дворянин с тем чистейшим беарнским акцентом, от которого Генрих IV не мог отвыкнуть до конца своих дней.- Сын мой, конь этот увидел свет в доме вашего отца лет тринадцать назад и все эти годы служил нам верой и правдой, что должно расположить вас к нему. Не продавайте его ни при каких обстоятельствах, дайте ему в почете и покое умереть от старости. И, если вам придется пуститься на нем в поход, щадите его, как вы щадили бы старого слугу. При дворе, - продолжал д'Артаньян - отец,- в том случае, если вы будете там приняты, на что, впрочем, вам дает право древность вашего рода, поддерживайте ради себя самого и ваших близких честь вашего дворянского имени, которое более пяти столетий с достоинством носили ваши предки. Под словом "близкие" я подразумеваю ваших родных и друзей. Не покоряйтесь никому, за исключением короля и кардинала. Только мужеством -слышите ли вы, единственно мужеством! - дворянин в наши дни может пробить себе путь. Кто дрогнет хоть на мгновение, возможно, упустит случай, который именно в это мгновение ему предоставляла фортуна. Вы молоды и обязаны быть храбрым по двум причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, - вы мой сын. Не опасайтесь случайностей и ищите приключений. Я дал вам возможность научиться владеть шпагой. У вас железные икры и стальная хватка. Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться. Я могу, сын мой, дать вам с собою всего пятнадцать экю, коня и те советы, которые вы только что выслушали. Ваша матушка добавит к этому рецепт некоего бальзама, полученный ею от цыганки; этот бальзам обладает чудодейственной силой и излечивает любые раны, кроме сердечных. Воспользуйтесь всем этим и живите счастливо и долго...-
ученики совершенно справедливо отмечают особенности эпохи, жанра и т.д.
Что касается наставления Полонием Лаэрта, здесь тоже не всё так однозначно.
«Когда мы анализируем... напутственную речь Полония Лаэрту - речь, которую поколения школьников должны были заучивать наизусть, как последнее слово человеческой мудрости, мы обнаруживаем, что она представляет собой набор напыщенных пошлостей и неосознанной иронии» (Арнольд Кеттл).
«В правилах Полония все заурядно: чтобы их выполнять, не надо ни ума, ни таланта; но, пользуясь ими, можно одолеть и ум, и талант...» (Г. Бояджиев).
«Полоний, вдвойне презренный как министр и отец, самый ничтожный (морально и интеллектуально) среди придворных, по поступкам, как и по жалкому своему концу, он шут природы...» (Л. Пинский).
Думается, что на самого Полония и на его наставления сыну можно взглянуть и несколько иначе, если учесть ряд конкретных обстоятельств пьесы.
Человек государственный, Полоний все время на виду, все его поступки и речи при короле и королеве. Только со своими детьми наедине он проще и открытее, ближе к самому себе. Важно это учесть, слушая еще раз его знаменитые советы. Кроме того, Полоний наставляет Лаэрта не вообще, а в конкретной для себя, сына и для всей Дании обстановке.

III. Представление и обоснование результатов. Рефлексия
Я почувствовал
Я понял
Я бы изменил
Я буду










Фаустова Ю.Ю. Урок литературы «Юноше, обдумывающему житьё»










принимаю решение

выбираю ситуацию

R

Я



Схема 13Схема 6 Заголовок 115