Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина

«ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ»
(ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОЖДЕНИЯ Александра Сергеевича Пушкина)
Цели:
-продолжить работу, посвященную А.С. Пушкину, во внеурочное время;
-обогатить представления и знания участников, зрителей, гостей о жизни и творчестве великого поэта;
-пробудить интерес к малоизвестным страницам биографии А.С. Пушкина
-воспитывать эстетический вкус, развивать театральные способности; способствовать проявлению творческого начала участников вечера.

О ф о р м л е н и е: на сцене экран для демонстрации слайдов, выше- стенд с названием вечера и большой портрет А.С. Пушкина, слева и справа от сцены- два стенда с эпиграфами к вечеру:
Пушкин у нас- начало всех начал.
М.Горький
Пушкин есть явление чрезвычайное
Н.В.Гоголь

О б о р у д о в а н и е и р е к в и з и т ы: в разных концах сцены два журнальных столика для ведущих, на столах чернильницы с гусиными перьями, шляпа- цилиндр, перчатки, бутафорские пистолеты, книги. В зале оформлена выставка книг А.С.Пушкина и об А.С.Пушкине «Солнце русской поэзии». Можно поместить также выставку детских рисунков-иллюстраций к произведениям поэта. Отведено место для проекционной и музыкальной аппаратуры.

Содержание вечера
( Звучит начало Концерта № 1 для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского.
Торжественная и красивая музыка создает у всех присутствующих праздничное настроение, постепенно оно затихает, и на ее фоне ведущие ( юноша и девушка-старшеклассники) читают поочередно самые известные первые строчки из пушкинских произведений:

1-й вед: В июне, в самом начале лета, когда земля яблоневого цвета, родился Пушкин. Глубокой зимой, когда земля была покрыта снегом, Пушкина не стало. Это удивительно: чем дальше от нас он по своему рождению, тем ближе к нам, и все современнее и прекраснее становится каждая его строчка. -«Я помню чудное мгновенье»;
-«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»;
-«Мой дядя самый честных правил»;
-«Мороз и солнце, день чудесный»;
-«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась»;
-«Сижу за решеткой в темнице сырой»;
-«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»;
-«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том»;
2-й вед: Это – “начало всех начал”. Это – как воздух, которым мы дышим. Это – как солнце, дающее жизнь всему земному. Это – Родина, Россия. Давайте сегодня еще раз порадуемся тому, что у всех у нас был и есть Пушкин.

(Звучат самые мощные аккорды начала Концерта № 1 для фортопьяно с оркестром П.И.Чайковского, и стоящий в центре сцены юноша начинает читать стихотворение «К чему поэту пьедестал?».)
Чтец: «Что в имени тебе моем» Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я
( Гаснет свет. Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. На экране появляется портрет А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина. На фоне слайдов, меняющих друг друга, ведущие рассказывают о детстве поэта.)

1-й вед: В старом московском доме на Немецкой улице 6 июня 1799 года в семье небогатых дворян Пушкиных родился сын Александр. Здесь прошло его детство.

2-й вед: Сейчас на этом месте стоит одна из московских школ, которая носит имя великого поэта.
Чтец: «Имя Пушкинского дома»

1-й вед: Мать поэта - Надежда Осиповна Ганнибал – женщина, которой мы обязаны появлением на свет будущего гения. При всей живости характера умела владеть собою, всегда веселая и беззаботная. Много занималась воспитанием детей, но относилась к ним равнодушно. Пушкин беззаветно любил свою мать, хотя недолго «пользовался нежностью материнской».

2-й вед.: Отец поэта – Сергей Львович Пушкин. За два года до рождения сына Александра оставил военную службу. В совершенстве владел французским языком, следил за отечественной литературой, писал «салонные стихи». Он был душой светского общества. Его дом часто посещали Н.М.Карамзин, К.Н.Батюшков и другие. Воспитанием детей не занимался. Отношения со старшим сыном только впоследствии тали более теплыми. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.

1-й вед: Прадед А.С. Пушкина по материнской линии Абрам Петрович Ганнибал – знаменитый «арап Петра Великого». Ребенком его привезли из Турции в Россию. Петр1 – его крестный отец. В течение нескольких лет Ганнибал неотлучно находился при особе государя. Пушкин хотел написать «полную биографию» своего прадеда, но сделать это ему не удлось.

2-й вед: Детство? Он не любил его вспоминать. Нелюбимый, не по-детски замкнутый ребенок, с малых лет он рос больше под присмотром чужих людей – гувернанток и учителей. Только книги были его друзьями.

1-й вед: А вот он – подросток. 6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

2-й вед: Был среди них и Пушкин. О лицейском братстве он напишет:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

1-й вед: Приоткроем удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронес «святое братство» через года и остался верен лицейской дружбе.

( Звучит один из «Вальсов» А.С.Грибоедова. Перед зрителями появ-ся группа лицеистов. На каждом из них рубашка с поднятым воротом, в руках книги, гусиные перья, тетради. Музыка прекращается).

Вольховский: Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.

Вед-2: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной.

Вед-2: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков: Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище Франт.

Вед-2: Министр.

Дельвиг: Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище Тося.

Вед-2: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Дельвиг: Я не любил шумные игры, поэзию, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты ж не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Корсаков: Корсаков Николай, 11 лет.

Вед-2: Редактор лицеистских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:
Прохожий, поспеши к стране родной своей,
Ах, грустно умирать далеко от друзей.

Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно-
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Вед-2: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский: Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак.

Вед-2: Сын директора Лицея.

Малиновский: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

Вед-2: Был добрым и спокойным человеком. Он достойно отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Пущин: Иван Пущин, 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

Вед-2: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

Пушкин: Пушкин Александр, 11 лет. Прозвище Француз.

1-й вед: Пушкин и его друзьяСлушая рассказ о них, задумаемся о себе, своих друзьях. Что было? Что будет?
(танец «Минуэт» исполняет группа детей)


Пушкин: Забавы, шутки, розыгрыши и влюбленности. Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.
(слайды с портретами современников Пушкина)

Дельвиг: Наше достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Много выше карьеры и удачи.

Кюхельбекер: Даже любви.

Корсаков: Больше всего говорили и писали о дружбе в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

Вольховский: В день окончания лицея пели гимн на слова Дельвига:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Пушкин: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

(звучит музыка «К Элизе» Бетховена)
2-й вед: Окончив Лицей, Пушкин приезжает в Петербург. Его стихи, написанные в Лицее, становятся известны читательской публике. Вскоре появляется поэма о «преданьях старины глубокой» - «Руслан и Людмила», которую предваряет всем известное вступление «У лукоморья дуб зеленый».
(прослушивание вступления к поэме)

1-й вед: Кто из нас не знает этих удивительных строкКому неведомо, что любовь к русской старине привила Пушкину его няня Арина Родионовна. Он был обязан ей созданием многих своих бессмертных сказок, она поддерживала его и была рядом в самые тяжелые минуты.

(на экране слайды Пушкина и няни)
Чтец:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных,
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, юную качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила

2-й вед: Со слов Арины Родионовны Пушкин записал семь сказок. Одна из них – каждому известная «О попе и работнике его Балде»
(инсценировка сказки)

2-й вед: ЛЮБОВЬи в жизни Пушкина, и в его творчестве – всегда была страстью, в высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.
(стих-е «Я вас любил..)
1-вед: Эти стихи А.С.Пушкина знают все. Они, как и многие другие, посвящены женщине. Пушкин любил красивых женщин. Влюблялся в них мгновенно и надолго. О многих помнил всю жизнь. Одной из таких женщин в жизни Пушкина была Анна Петровна Керн. Однажды в Тригорском, спустя 8 лет после первой встречи, он увидел Анну Керн. В размеренную жизнь Пушкина ворвалась страсть. Пушкин подарил ей стихи. Много лет спустя другой русский гений – композитор М.И. Глинка – переложит это стих-е на музыку.
(Исполнение романса «Я помню чудное мгновенье». Можно продемонстрировать
кадры из фильма «30 городов России» «Дорога через Торжок». В фильме звучит романс, можно увидеть могилу А.П.Керн, мемориальные места, связанные с пребыванием поэта).

2-й вед: А.С.Пушкин вошел в историю мировой литературы не только как великий и признанный поэт, талантливый сказочник. Нам известны его прозаические и драматургические произведения.

1-й вед: Известный всем роман в стихах «Евгений Онегин», по словам В.Г.Белинского, - энциклопедия русской жизни. В нем «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта. Идеал женщины видел А.С.Пушкин в своей героине – Татьяне Лариной. «Я так люблю Татьяну милую мою»,- признается поэт.

(инсценирование фрагментов романа: няня и Татьяна, Татьяна и Онегин,
между эпизодами дети исполняют вальс под музыку П.И.Чайковского «Евгений Онегин». 1-й эпизод: на фоне музыки выходят няня со свечой в руках и Татьяна. Онегин входит, когда еще продолжается вальс. Пары остаются на сцене, образуя группы. Входит Татьяна. Музыка звучит постоянно).

Звучит «Романс» Г.В.Свиридова из кинофильма «Метель». На экране появляются портреты А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой.

2-й вед: Мы открываем самые замечательные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в 20-е годы.
1-й вед: Его встреча с Н.Н.Гончаровой, милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года, на балу танцмейстера Иогеля. Он даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг к нему забегает Вяземский. “Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту”
2-й вед: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал,-вспоминал поэт.- Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни. Я шагнул навстречу своей судьбе.
1-й вед: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже нее. Он понял, что прелестное созданье составит его счастье. 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, они были обвенчаны. Чтец: (стих-е «Мадонна )
2-й вед: Поэт был счастлив, вводя в свой дом молодую жену, и в своих обращениях к друзьям делился этой радостью: «Я женат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, - лучшего не дождусьЖена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание».
1-й вед: Вскоре жизнь осложнилась. Все сильнее сжималось кольцо светской вражды. А развязка была уже близка. Все оборачивалось против Пушкина; все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая 1 к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, пошлость и грязь... (на экране фрагмент «Дуэль Пушкина». )
2-й вед: «Пушкин! Ты будешь жить!»-раздался безумный крик Натальи Николаевны, когда раненого Пушкина внесли в дом. А потом она уже ничего не помнила.
Чтец заканчивает своим стих-м «На черной речке» вечер. Все выходят и аплодируют Пушкину.

15