Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 6 класс За страницами учебника математика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению «УТВЕРЖДАЮ»
Методическим советом Директор школы
Протокол №_____ от______2015 г. ___________А.П. Попов
Приказ №_____от_______2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике :«За страницами учебника математика».
6 класс
Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Богданова Ольга Владимировна,
учитель математики
с. Устье
2016 г.
Пояснительная записка
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания окружающего мира.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. На занятиях у учащихся будут развиваться умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на один год обучения. Предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
Данный курс рассчитан на 35 часов.
Цели:
-формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
-развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
-воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Задачи:
-приобретение математических знаний и умений;
-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
-освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
2. Планируемые результаты
Изучение курса внеурочной деятельности дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
-умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
-умение распознавать логически некорректные высказывания;
-креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
-первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
-умение находить в различных источниках информацию;
-умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
-умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
-умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
3.Содержание курса
(35часов)
Тема 1. Решение текстовых задач (20 часов).
1.1Текстовые задачи и техника их решения (4 часа).
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж текстовой задачи и его значение для построения математической модели.
1.2 Задачи на движение (6 часов).
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
1.3 Задачи на смеси, сплавы, растворы (5 часов).
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
1.4 Задачи на работу (5 часов).
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Тема 2. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (15 часов).
2.1 Геометрические фигуры на плоскости (5 часов).
Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр.
2.2 Треугольники и их свойства (5 часов).
Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равные треугольники.
2.3 Геометрические фигуры в пространстве (5 часов).
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики, а также проводятся лекции с применением презентаций, семинары, коллективные и групповые практические занятия.
Тематическое планирование
№ Тема Количество часов Основные виды деятельности учащихся
1 Решение текстовых задач. 15 Знать классификацию и основные типы текстовых задач.
Составлять алгоритм решения текстовой задачи.
Понимать особенности выбора переменных в зависимости от типа задач.
Знать способы и методы решения задач.
Решать текстовые задачи арифметическими приемами (по действиям). Решать текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Решать текстовые задачи с помощью графика. Знать формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Читать графики движения и применять их для решения текстовых задач. Решать текстовые задач с использованием элементов геометрии.
Знать формулу зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Понимать особенности выбора переменных и методику решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Понимать особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
2 Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. 15 Знать понятия: точка, прямая и плоскость,
отрезок, луч. Уметь определять расстояние между точками, точкой и прямой, точкой и плоскостью. Прямой и плоскостью. Ломаная. Прямоугольник. Знать определения окружности и круга, центр, радиус, диаметр. Знать формулы длины окружности, нахождение диаметра и радиуса.
Уметь строить углы с помощью транспортира. Измерять градусные меры углов. Знать виды углов. Уметь строить биссектрису угла. Знать свойство биссектрисы угла.
Уметь строить перпендикулярные прямые, серединный перпендикуляр.
Знать определение треугольника. Виды треугольника. Чему равна сумма углов треугольника. Уметь строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равные треугольники, знать признаки равенства треугольников.
Иметь представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Уметь их строить. Знать формулы нахождения площади поверхности данных фигур, их объема. Делать развертку прямоугольного параллелепипеда.
Решать текстовые задачи по теме.
Итого: 35 часов
Календарно – тематическое планирование

урока Тема занятия Кол-во часов Дата по
плану факту
1 Текстовые задачи и техника их решения. 1 7.09 2 Текстовые задачи и техника их решения. 1 14.09 3 Текстовые задачи и техника их решения. 1 21.09 4 Текстовые задачи и техника их решения. 1 28.09 5 Задачи на движение. 1 5.10 6 Задачи на движение. 1 12.10 7 Задачи на движение. 1 19.10 8 Задачи на движение. 1 26.10 9 Задачи на движение. 1 9.11 10 Задачи на движение. 1 16.11 11 Задачи на смеси, сплавы, растворы. 1 23.11 12 Задачи на смеси, сплавы, растворы. 1 30.11 13 Задачи на смеси, сплавы, растворы. 1 7.12 14 Задачи на смеси, сплавы, растворы. 1 14.12 15 Задачи на смеси, сплавы, растворы. 1 21.12 16 Задачи на работу. 1 28.12 17 Задачи на работу. 1 11.01 18 Задачи на работу. 1 18.01 19 Задачи на работу. 1 25.01 20 Задачи на работу. 1 1.02 21 Геометрические фигуры на плоскости. 1 8.02 22 Геометрические фигуры на плоскости. 1 15.02 23 Геометрические фигуры на плоскости. 1 22.02 24 Геометрические фигуры на плоскости. 1 1.03 25 Геометрические фигуры на плоскости. 1 8.03 26 Треугольники и их свойства. 1 15.03 27 Треугольники и их свойства. 1 22.03 28 Треугольники и их свойства. 1 5.04 29 Треугольники и их свойства. 1 12.04 30 Треугольники и их свойства. 1 19.04 31 Геометрические фигуры в пространстве. 1 26.04 32 Геометрические фигуры в пространстве. 1 3.05 33 Геометрические фигуры в пространстве. 1 10.05 34 Геометрические фигуры в пространстве. 1 17.05 35 Геометрические фигуры в пространстве. 1 24.05