Спецкурс Подготовка к ЕГЭ


Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе следующих документов:
Примерные программы среднего общего (полного) образования по русскому языку– М., «Просвещение», 2010
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по русскому языку
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по русскому языку
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку 2015
Программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (для 10 - 11 классов) / Исакова В. А., Курошина Л.Н. УИПК ПРО г.Ульяновск, 2008
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели и задачи
Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• повышать уровень грамотности учащихся.

Программа спецкурса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Структура контрольно-измерительных материалов
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ.
Справка о планируемых изменениях в КИМ ЕГЭ 2015 года.
1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 – задания с кратким ответом, часть 2 - задания с развернутым ответом).
2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
3.Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик ).
4. По большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа.
5. На основе анализа статистических данных о результатах экзамена и качестве КИМ в ряде предметов исключены некоторые линии заданий, изменена форма ряда заданий.
6. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом.
Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:
- ЕГЭ 2015. Русский язык. Тесты. Практикум. Егораева Г.Т. 2015

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
Орфоэпия
Должны знать:
• что изучает орфоэпия;
• основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
• проводить орфоэпический разбор;
• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
Должны знать:
• что изучает словообразование;
• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
• как связано строение слова и его написание;
уметь:
• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
• определять способы образования слов;
• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
Знать:
• что изучает лексикология и фразеология;
• основные понятия лексикологии и фразеологии;
• основные способы объяснения лексического значения слова;
• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
• определять прямое и переносное значение слова;
• находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
• что изучает морфология;
• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
• основные морфологические нормы;
уметь:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
• проводить морфологический разбор слова;
• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
• что изучает синтаксис и пунктуация;
• основные признаки словосочетания и предложения;
• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
• основные пунктуационные нормы;
• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
• пользоваться синтаксическими синонимами;
• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
• проводить пунктуационный разбор предложения;
• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
• применять орфографические правила на письме;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Содержание программы.
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Цели и задачи Форма работы Вид деятельности Код контролируемого элемента Дата план Дата факт.
1 Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ. Лекция 2 Вводная контрольная работа Диктант 3 Типология заданий ЕГЭ Познакомить учащихся со структурой сдачи данного экзамена 4-5 Современные орфоэпические нормы Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов Практикум Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов. 9.1 6-7 Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке Практикум Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. 3.1-3.4 8-9 Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных Практикум Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи. 4.1 9.3 10 Образование форм различных степеней сравнения прилагательных Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных Практикум 11 Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных Практикум Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор. 12 Правописание наречий
Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий Практикум Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты. 4.1 6.12 13 Правописание предлогов
Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи Практикум
Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. 4.2 6.14 14 Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление
Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни Практикум Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты. 4.2 6.13 6.14
15 Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи Практикум Определение роли частей речи в тексте, различные виды разбора слов.
4.1 4.3 16 Образование форм повелительного наклонения глаголов Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Практикум Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. 17 Образование форм деепричастий
Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования Практикум Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста. 18 Контрольная работа Диктант 19 Образование форм местоимений
Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов Практикум Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. 6.12 20 Принципы русской орфографии
Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм Лекция 6.1-6.17 21 Типы орфограмм и принципы проверки
Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта Практикум Повторение основных орфографических правил. 6.1-6.17 22 Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне словаПрактикум Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста.
6.2-6.3 23 Чередующиеся гласные в корне словаСистематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне словаПрактикум 6.5 24 Правописание гласных в приставках
Закреплять навыки правописания приставок Практикум Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта. 6.6 25 Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова Практикум Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты. 6.9 26 Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов Практикум Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор.
6.10 27 Согласные в корнях, приставках, суффиксах Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них Практикум 6.5-6.8 28 Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Систематизировать знания учащихся по заявленнной теме, дать алгоритм определения орфограммы. Практикум, и консультация Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, 6.8 29 Употребление ь и ъ. Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ьПрактикум Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения. 6.4 30 Слитное, раздельное, дефисное написание слов Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы Практикум Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор. 6.16 31 Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов Практикум Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. 4.1-4.2 32 Нормы литературного языка. Морфологические нормы
Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных) Лекция Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи. 9.3 33 Лексические нормы (употребление слов)
Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии) Комбинированное занятие Повторение лексических понятий. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. 9.2 34 Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении Лекция Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты. 9.4 35 Итоговая контрольная работа Тест в формате ЕГЭ Используемые источники
Ссылки на сайты, содержащие информацию по ГИА и ЕГЭ
Федеральные порталы и сайты
http:www.ege.edu.ruФедеральный портал Единого Государственного Экзаменаhttp:www.edu.ruФедеральный портал `Российское образование`http:www.ed.gov.ruОфициальный сайт Министерства образования Российской Федерацииhttp:www.rustest.ruГУ `Центр Тестирования Минобразования России`http:www.shishlov.infoФедерация Интернет Образования
Региональные сайты
http://mo73.ru
Сайт Министерства общего и профессионального образования Ульяновской области
http://www.uledu.ru
Сайт Центра информационных технологий. Официальный сайт поддержки ЕГЭ и ГИА в Ульяновской области.
http://ulgov.ru Официальный сайт Правительства Ульяновской области
Тестирование готовности к ЕГЭ
http:www.ug.ru`Учительская газета`http:www.5ballov.ruКрупнейший образовательный портал для школьников и студентовhttp:www.angl.h1.ruВсё для студентовhttp:www.abiturcenter.ruАНО Учебно-научный центр довузовского образованияhttp:www.bitnet.ruСервер Bitnet.ru - психологические тестыhttp:www.college.ruОбразовательный портал `Открытый Колледж`http:www.edunews.ruВсё для абитуриентов и поступающихhttp:www.abitur.nica.ru`Все ВУЗЫ России` - справочник для поступающих