Планирование: Спецкурс по профориентации 9 класс











Рабочая программа
по специальному курсу
«Азбука профориентации XXI века»
для 9 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Практических работ: 20
Зачетных работ: 2










Составитель:

учитель технологии МБОУ СОШ № 9


Скударнова Елена Сергеевна



























2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Азбука профориентации XXI века» составлена на основе авторской программы: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. Азбука профориентации XXI века. / Под общей ред. Богайцевой М.В. - ЗАО «Межрегиональная служба труда и жизнеобеспечения», Салехард, 2010. – 251с.

Учебник: «Азбука профориентации XXI века Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.– Салехард, 2010».
Цель данного курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Задачи курса:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в том числе для проведения практических работ - 20 часов, зачетных работ – 2 часа.
Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, элементов исследовательской и проектной деятельности.
Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
опыт познавательной деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-исследовательские, учебно-коммуникативные);
опыт осуществления способов деятельности (учебно-организационные);
опыт творческой деятельности (учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-коммуникативные);
опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (учебно-организационные).
Актуальность
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профориентационного курса «Азбука профориентации XXI века» вообще и в частности ориентации школьников на рабочие профессии. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. В период начального обучения выбор профессии для ребёнка кажется простым, большинство мальчиков хотят стать моряками, лётчиками, бизнесменами, водителями, а девочки мечтают о профессии учителя, актрисы. Но чем взрослее они становятся, тем сложнее становится проблема выбора профессии. Не случайно выбор профессии называют самым трудным экзаменом в жизни человека.
Новизна программы
Настоящая программа предназначена дл содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессии и самостоятельно анализировать профессии составить представления о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.
Основными разделами программы являются:
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Заключение
Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
Проектной деятельности;
Творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Реализация данной программы позволит:
сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов реальных социальных условиях;
помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
повысить мотивацию молодежи к труду.
Контроль уровня обученности проводится в соответствии с Уставом ОУ, включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения предмета.
Содержание программы:
Введение.
Тема 1. Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии.
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»
Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная сила личности. Темперамент.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологическая характеристика темперамента и его проявления в деятельности.
Тема 2. Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. Понятие мотива, интереса склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности. Ценностные ориентации. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 3. Способности Профессионально важные качества
Понятия общих и специальных способностей, влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 4. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации
Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознание и самоанализ.
Тема 5. Самооценка Целеполагание и образ будущего. Этапы профессионального самоопределения.
Понятие самооценки и разные ее деформации: заниженной и завышенной. Формирование позитивного будущего. Освоение навыков целеполагания и выработки стратегий их достижения.
Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»
Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий, классификация. Принципы профессионального выбора.
Тема 2. Профессии типа «человек-человек». Профессии типа «человек-художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 3. Профессии типа «человек-техника». Профессии типа «человек-природа»
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 4. Профессии типа «человек-знак». Профессии типа «человек-бизнес».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей. Анализ содержания труда, классификация, знакомство с профессиями.
Тема 5. Профессиограммы.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»
Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.
Виды учреждений профессионального образования. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»
Тема 1. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи.
Механизмы функционирования рынка труда. Специфические черты рынка труда ЯНАО. Возможности трудоустройства в ЯНАО.
Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?
Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения в выборе профессии.
Способы избегания типичных ошибок при выборе профессий. Способы аналитического решения профессионального самоопределения.
Заключение
Тема 1. Социально-психологические исследование (анкетирование)
Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов. Навыки планирования. Процесс самоопределения учащихся.

Литература для учителя:
1. «Рабочая тетрадь учителя: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой. – Салехард, 2010».
2. MULTIMEDIA – поддержка предмета: 3 диска с презентациями по курсу «Азбука профориентации XXI века».
Литература для учащихся:
1.«Рабочая тетрадь ученика: Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагина А.А. / под общей редакцией кандидата пед. наук М.В. Богайцевой.– Салехард, 2010».
2. MULTIMEDIA – поддержка: диск «Профессиональная диагностика».
Тематический план

Разделы и темы

Количество часов


Всего
В т.ч. практ. работ
В т.ч. зачетн. работ

Введение
1



Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии Социально-психологическое исследование (анкетирование)
1



Психологический аспект профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»


11



Понятие личности. Эмоции Природная основа личности. Темперамент
1



Изучение интересов и мотивов
1
1


Ценностные ориентации
1
1


Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека)
1
1


Профессионально важные качества
1
1


Коммуникативная успешность
1
1


Барьеры коммуникации
1
1


Самооценка
1
1


Целеполагание и образ будущего
1
1


Этапы профессионального самоопределения
1
1


Карта самопознания
1



Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»



10



Понятие «профессия». Классификации профессий. Классификация профессий по предмету труда
1



Профессии типа «человек человек»
1
1


Профессии типа «человек знак»
1
1


Профессии типа «человек художественный образ»
1
1


Профессии типа «человек техника»
1
1


Профессии типа «человек природа»
1
1


Профессии типа «человек бизнес»
1
1


Просмотр профессиограмм
3

1

Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»


3



Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты
1



Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации Правила поступления
1



Информация, необходимая при выборе учебного заведения
1



Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»



4



Основные понятия и определения
2
1


Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития)
1
1


Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодежи
1
1


Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»


2



Типичные ошибки при выборе профессии
1
1


Стратегии принятия решения в выборе профессии
1
1


Заключение. «Моя профессиональная карьера»


3



Социально-психологическое исследование (анкетирование).
1

1

Индивидуальный профессиональный план


2



ВСЕГО:
34
20
2












13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315