Внедрение проектных технологий в условиях реализации ФГОСТа


МБОУ СОШ №6
Атремовского городского округа
«Внедрение проектных технологий в рамках реализации Стандарта»
Подготовила:
учитель начальных классов
Олейник Д.В.
2016
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
На что ориентировано современное образование?
- готовность к сотрудничеству, доброжелательность, доверие;
- развитие умения учиться как первый путь к самообразованию;
-развитие познавательных интересов;
- развитие самостоятельности , ответственности
Главной своей педагогической задачей считаю сформировать у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, которая нацеливает учащихся на поиск новых знаний, помогает не только сформировать опыт, необходимый для решения жизненных проблем, но и построить свою жизнь успешной и значимой для общества.
Внедрение новых инновационных образовательных технологий - это, прежде всего, активизация познавательной деятельности учащихся: нестандартная, интересная, творческая работа пробуждает у детей интерес к знаниям и способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному развитию учащихся. Одной из таких инноваций считаю так званый метод проектов.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность является универсальным средством развития и:
- позволяет помочь детям младшего школьного возраста самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей;
- прогнозировать результаты и возможные разработки разных вариантов проектов;
- позволяет создавать на занятиях исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества
Проектная технология позволяет ребенку
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
выражать собственную точку зрения;
умение слушать и договариваться;
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
предлагать и отстаивать конструктивные предложения и замечания;
ставить цель и добиваться ее выполнения;
умение общаться;
умение использовать различные источники информации;
обобщать, сравнивать, интерпретировать информацию, выносить и аргументировать суждения по рассматриваемой теме проекта;
представлять результаты своей работы;
работать с Интернетом.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.
Для успешных занятий проектной деятельности необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребенка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный учитель - консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику. Конечно, в начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, так как наши дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые шаги в проектной деятельности мы делали вместе с учителем и родителями.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно. При этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу над проектом. На данном этапе я провожу родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Знакомилю с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней.
Содержание стандарта предполагает применение «проектной деятельности» в качестве организационной формы деятельности младших школьников
обучение проектной деятельности в начальной школе проходит поэтапно.
(1 класс)
Формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
формирование первоначальных исследовательских действий;
оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями.
2 класс
Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс)
коллективные исследования, проводимые с учетом детской инициативы и постепенным развертыванием всех этапов исследования;
осуществление мини-проектов;
специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем дисциплинам.
Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путем овладения разными видами проектирования (3-4 классы)
Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.
Для обеспечения эффективности проектной деятельности учащихся начальных классов необходимо:
Учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Тесно связывать темы проектов учащихся младшего школьного возраста с предметным содержанием (значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности). В этом на помощь приходит УМК «Школа России». В учебниках на уроках закрепления изученного материала, итоговых уроках предусмотрено выполнение проектов в рубрике «Наши проекты».
На протяжении изучения проблемы мы реализовали несколько различных проектов, но наиболее объёмными по исследуемому материалу и продолжительными явились проект «Значение воды в жизни человека», «Математический справочник » , «Святая вода в жизни человека» , «Береги природу – наш дом».
Обеспечивать мотивацию включения в самостоятельную работу: проблема проекта, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка.
Ограничить длительность выполнения проекта или исследования 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий
Итак, работа над проектами, дает возможность современной школе не только делать учебно – воспитательный процесс привлекательным, но и выполнять высокую образовательную миссию.