Формирование каллиграфических навыков, процесс подготовки к письму, особенности работы на основных этапах подготовки детей

Описание опыта работы
«Формирование графического действия и элементарного навыка письма
у дошкольников в условиях развивающего обучения»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке,  тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается, прежде всего, тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.
Обучение письму самый трудный предмет для первоклассника. Дошкольная подготовка у детей в настоящее время на недостаточном уровне.

Новизна и теоретическая значимость состоят в том, что каллиграфический почерк будет формироваться в том случае, если будут учитываться психофизиологические особенности детей и применяться четко структурированные и методически обоснованные приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков. Для этого рука ребёнка должна быть подготовлена.
Систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов лежат в основе формирования каллиграфических навыков. С этой целью была разработана серия занятий для подготовки руки ребенка к овладению навыками письма.
Практическая реализация. Каждый учитель начальных классов знает, как сложно организовать работу по обучению письму так, чтобы у детей сформировался четкий, разборчивый, красивый почерк. Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком.
При подготовке дошкольников к обучению письму в «Школе развития», я столкнулась с проблемой – практически каждый второй ребёнок, посещающий занятия, не правильно держит ручку и карандаш при работе в тетради. Это не только эстетическая проблема, так как положение руки напрямую связано с посадкой ребёнка. Наша задача выпустить не только грамотного ученика, но и здорового.
Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный процесс.
Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка письма на основе поэлементной графики с использованием занимательности, что, должно решить проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма.
( Приложение 2)
Параметры отслеживания:
умение правильно держать карандаш;
умение штриховать, соблюдая контур: сплошная штриховка; штриховка в заданном направлении;
умение ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина и т.д.)
умение обводить контуры: по точкам и пунктиру; клеточкам;
умение проводить линии: прямые; ломаные; замкнутые;
Уровни: низкий - 0 баллов; средний- 1 балл; высокий-2 балла;
Итоги первичной диагностики (Приложение 1).
С этой целью была разработана серия занятий для подготовки руки ребенка к овладению навыками письма.
Целью данных занятий является подготовка к выработке автоматизированного навыка письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания при многократном повторении с использованием элементов занимательности.
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Однообразной работе, как правило, сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к перегрузкам, возникновению неврозов и фобий, к негативному отношению к урокам письма.
Можно выделить следующие предпосылки овладения письмом:
сформированность устной речи, способность производить анализ и синтез устной речи;
сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений: ориентировка в понятиях «право» и «лево» в схеме собственного тела и в пространстве;
развитие координированных движений рук;
сформированность зрительно-моторных (осуществление связи того, что видит с тем, что записывает) и слухо-моторных (осуществление связи того, что слышит с тем, что записывает) координаций;
сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.
Занятия (индивидуальные или групповые) направлены на решение следующих задач:
– привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности;
– формирование мотивации к работе и достижению значимого результата;
– формирование произвольного внимания;
– формирование представления о результате деятельности;
– развитие способности последовательного выполнения нескольких действий;
– развитие самостоятельного планирования деятельности;
– формирование контроля над результатом деятельности;
– формирование способности ориентироваться на листе тетради
– формирование пространственных представлений;
– развитие способности в процессе работы переключаться на следующее действие, т.е. серийной организации действий;
– развитие чувствительности рук;
– развитие тонкой моторики;
– формирование графических навыков;
– формирование коммуникативных навыков, умения просить помощи, пользоваться предлагаемой помощью, подсказкой
«Техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности. Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить детей и, кроме того, учитывать их возрастные возможности в процессе обучения. Необходимо знать и этапы формирования навыка письма.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
Первый этап - аналитический, основным компонентом которого является вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличия у него определенных знаний и умений, но и способ объяснения того, что и как должен делать ребенок, а так же степень осознания ребенком выполняемого действия.
Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап – автоматизация - и есть этап образования навыка как действия. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость.
Овладев, навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случаи, дошкольники приобретают умение свободно владеть карандашом и ручкой.
Координация движений рук у детей становится лучше, точнее, движения свободнее. На основе умения изображать замкнутые линии они могут нарисовать (или попробовать нарисовать) предметы: грибы, цветы, игрушечного мишку, неваляшку и другие.
Дети стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу.
Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.
Работа по изучению начертательной техники элементов проводится в несколько этапов:
- анализ элементного состава и порядка написания элемента,
- отработка графики элементов.
Выполнение данной работы облегчают образцы элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки).
Запись нового элемента превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие.
Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления, после чего работа сводится к соотнесению размеров с разлиновкой.
Наиболее типичным заблуждением является тот факт, что когда говорят о способах формирования навыка, считают, что основное - это упражнения и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность. До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил «как делать» (т.е. не понял последовательность, алгоритм действия), пока не усвоена задача действия, упражнять ребенка не только бессмысленно, но и вредно. Например, при написании каждого элемента ребёнок должен овладеть траекторией движения - откуда начать, куда вести, где закончить. Таким образом, изначальное увлечение учителя «тренажом» без отработки двух предыдущих этапов не только не способствует формированию навыка письма, но и тормозит его.
Основной упор делать на такие приёмы обучения:
предварительный анализ предложенного задания с обязательным выделением точки начала движения, направления движения;
словесное описание алгоритма предстоящего действия;
точное следование условным обозначениям: точке начала движения и стрелке, указывающей направление движения, выполнение действия;
сравнение выполненного задания с образцом в начале строки, так и по качеству выполненной работы;

сравнение выполняемых заданий между собой.
Структура основных процессов, которые «включены» в реализацию письма
Произвольная организация деятельности
Концентрация внимания
Фиксация позы (статическое напряжение)
Координация движений пальцев кисти, руки
Графические умения
Нервно-мышечная интеграция
Звукобуквенный анализ (перевод фонемы в графему)
Зрительно-моторные координации
Зрительное восприятие
Пространственное восприятие
Зрительный контроль и коррекция
Зрительная память
Последовательность и особенности работы
на основных этапах подготовки к письму.

« Учимся правильно сидеть»
Прежде всего, отрабатывается такая важная предпосылка учебной деятельности, как умение сосредоточиться на поставленной учителем задаче, понимать способы ее выполнения. На этом же этапе идет отработка умения сравнивать позы при письме праворукого и леворукого ребенка, точно выполнять инструкцию учителя, контролировать свою позу, сверяя ее с позой учащегося, изображенного на странице тетради.
Успешность формирования навыка письма и особенно становление почерка во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но очень важно уделять им внимание не только на начальных этапах, а в процессе всего обучения. Это необходимо потому, что правильные поза, положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, наиболее целесообразный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка.
Обратить внимание на посадку: стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии края стола. Туловище ребёнок держит прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради. Для ребенка маленького роста это расстояние чуть меньше. Локти пишущего ребенка немного выступают за край стола и находится на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
«Учимся правильно держать ручку и бумагу»
На данном этапе отрабатываются такие предпосылки формирования учебной деятельности, как умение планировать и контролировать свои действия. Умение словесно описывать свои действия, умение оценить правильность выполнения работы, описать правильное положение тетради на парте и ручки в руке, сравнить положения собственной тетради на парте с заданным образцом, оценить правильность расположения тетради на парте. Не менее важно, чем правильная поза, положение тетради на столе и по отношению к ребенку. От этого зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно.
Тетрадь должна быть сдвинута вправо так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди, по мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется - сверху.
Необходимо посадить ребенка правильно и обвести цветным мелком (хороши для этого мелки «Живопись», их след долго не стирается) контуры тетради, положения правой и левой руки , на первых порах это будет хорошим ориентиром. Одно из главных правил письма - свободное движение пишущей руки. Оно обеспечивается, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно (при этом прогибается указательный палец), держится вертикально или так, что свободный конец ручки направлен от пишущего.
Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной. Обратите внимание ребят на то, что ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца.
Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны.
Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.
Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие или очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твердый стержень, толщина ручки более 7 мм, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Неоценимую помощь в работе оказывает использование физкультминуток. Они способствуют релаксации, расслаблению и вносят элементы занимательности.
В настоящее время в большинстве классов есть леворукие дети, поэтому обратить внимание на то, как помочь научиться писать ребенку. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
особо фиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
особое внимание нужно уделить направлению письма: слева направо;
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента;
очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
попросить ребенка "продиктовать" инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознанно повторил, что и как делать;
выполнять все задания в медленном темпе. Поза леворукого ребенка должна обеспечить достаточно свободное и удобное письмо:
ручка составляет одну линию с рукой;
рука располагается под линией письма;
леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,- на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня), при неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено;
тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела;
правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
свет при письме падает справа.

«Учимся рисовать прямые линии»
Акцент делается на анализе предлагаемых для выполнения заданий, на осознании детьми последовательности действий, которые предстоит осуществить, на словесном описании действий, на четком и последовательном выполнении ряда действий, на отработке умения находить сходство и различие, копировать простые, а потом и более сложные рисунки. При этом решаются следующие важнейшие задачи выработки графических умений:
отрабатывается умение начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
отработка пространственной ориентации на листе («верх», «низ», «справа», «слева», «вести руку направо, налево, вверх, вниз»);
проводится последовательная отработка умения проводить прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии. Нельзя упускать из вида позу детей, следить за тем, как они держат ручку. При выполнении любых графических заданий учить детей расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, и только затем сделать следующее движение). В предложенных заданиях, последовательно отрабатываются умения рисовать: прямые вертикальные линии; прямые горизонтальные линии; прямые наклонные линии. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. Следить, чтобы линии у ребят были ровными, четкими, соответствующими заданному направлению.
Все задания, связанные с проведением линий, обязательно выполняются детьми ручкой. Это связано с тем, что напряжение мышц и положение руки, которая держит карандаш, и руки, которая держит ручку, разное. А поскольку все предлагаемые задания являются подготовительными к письму букв, которые ребята будут писать ручкой, то работать ручкой. Цветными карандашами дети могут раскрашивать рисунки, но при этом раскрашивание не является обязательным, т.к. требует для аккуратного выполнения большого количества времени.
«Учимся проводить прямые и наклонные параллельные линии»
Особое внимание на этом этапе Вы уделяете отработке действия контроля и оценки успешности выполнения работы. Действие контроля осуществляется в процессе письма параллельных вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, при этом учащиеся контролируют сохранение одного и того же расстояния между линиями, сравнивают свои линии с заданным на странице образцом, осуществляя тем самым оценку собственной работы. Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать - очень важный момент подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Стремление сделать штрихи параллельными с помощью внешних ориентиров в виде косых направляющих или трафарета не дает желаемого результата. Еще до обучения письму необходимо научить ребенка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно. Отработать направление движения - все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии - слева направо. Важно привлечь внимание детей и объяснить, какие линии считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение - линии на одинаковом расстоянии друг от друга).

« Учимся проводить полуовалы»
На данном этапе отрабатываются такие важные предпосылки учебной деятельности, как планирование предстоящих действий и осознанность выполняемых действий. Обратить внимание на понятие «рабочая строка» и обязательное словесное формулирование алгоритма выполнения предстоящих действий с использованием терминов «верхняя линия рабочей строки», «нижняя линия рабочей строки».
Продолжается отработка контроля собственных действий – важным моментом работы на данной ступени является контроль и самоконтроль за движением руки во время письма полуовалов - свободно продвигаться вдоль страницы должна именно рука пишущего, в то время как очень часто у детей возникает желание продвинуть тетрадь или переместить все свое тело.
Письмо элементов связано с достаточно жестким ограничением высоты и ширины каждого графического элемента. И если высота ограничивается линиями строки, то одинаковую ширину (протяженность) графических элементов нужно специально отрабатывать, опираясь только на зрительный контроль. Письмо полуовалов - верхних и нижних, правых и левых с разным направлением движений - важный момент, как в развитии моторики, так и в отработке положения руки с опорой на мизинец. « Учимся рисовать круги и овалы»
На данном этапе отрабатываются такие предпосылки учебной деятельности: умение осуществлять необходимые действия в заданной последовательности, умение словесно описывать свои действия. Обратить внимание на понятие «рабочая строка» и обязательное словесное формулирование алгоритма выполнения предстоящих действий с использованием терминов «верхняя линия рабочей строки», «нижняя линия рабочей строки».
В процессе работы важное внимание уделяется сравнению кругов и овалов, а также осознанию написания овала как законченного движения, в котором точка конца движения точно совпадает с точкой начала движения. Обратить особое внимание детей на различие кругов и овалов. Овал является одним из основных элементов курсивных букв. Важно, чтобы это был именно овал, а не круг, так как одной из наиболее распространенных причин нечитаемого почерка является его «бисерность». Образцы такого почерка представляют собой сплошное нагромождение кружочков. Когда ребята научатся начинать движение в одной точке, им нужно научиться также точно заканчивать его. Уточнить, что овал - это результат законченного движения, в котором точка конца движения точно совпадает с точкой начала движения. « Учимся рисовать зигзаги, плавно передвигая руку»
На этом этапе отрабатывается словесное формулирование предстоящих действий и контроль над правильностью их выполнения в процессе отработки свободного передвижения руки по строке слева направо, правильной координации движений пальцев, кисти, предплечья при письме, отработки точных движений. Задания, завершающие эту ступень, требуют от детей выработки точных движений, строгого следования по направлению движения, заданному стрелкой.
Обратить внимание на детей, которые попытаются поворачивать тетрадь, объяснить им еще раз, что тетрадь остается неподвижной, а движется рука с ручкой.
Подготовительные занятия должны помочь детям ориентированию в тетради и в рабочей строке. Посещение занятий поможет им быстрее адаптироваться в школе. Цель занятий сделать ребёнка более успешным при овладении навыком письма.
Заключение
Формирование письменных навыков начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
Система в занятиях даёт положительный результат, что показала диагностика по окончанию занятий в школе развития (Приложение 1)

В начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.

Практическая значимость состоит в том, что в работе представлена система наиболее эффективных приемов и упражнений по формированию каллиграфических навыков. Данная система упражнений может применяться в деятельности учителя начальной школы.


















Источники информации

1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М., 1991.
2. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова; У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224 с.
3. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М., 1993.
4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
5. Васина, В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Васина. – М., 1994.
6. Вархотова, Е.К. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова – 3-е изд., исправ. допол. – М.: Генезис. – 2003. – 48 с.
7. Весёлые физкультминутки / Л.В. Корякина // Дошкольное воспитание. 1996. №5 – С. 33–35.
8. Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика: Учеб. Пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Изд. «Ось». – 2004 – 192 с.
9. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. – «Академия развития», 1998.
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Приложения
Приложение 1
№п/п
Проверяемое умение
Начальная диагностика
Конечная диагностика

1
Умение правильно держать карандаш
60%
74%

2
Умение  штриховать, соблюдать контур
58%
67%

3
Умение ориентироваться на листе бумаги
67,5%
72%

4
Умение обводить контуры
80%
83%

5
Умение проводить линии
62%
73%

Таблица 1
Приложение 2

Диагностика

РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ
Инструкция: «Рассмотри узоры и продолжи до конца строки»
Уровни: Высокий – узор продолжает правильно, Средний - продолжает узор и допускает ошибки. Низкий – продолжить узор не может
«Графический диктант».
Детям раздают тетрадные листы в клетку с нанесенными на них четырьмя точками и объясняют: надо рисовать узоры – проводить линии на столько клеток и в ту сторону, как им укажут. Предварительно уточняют (с показом на доске, расчерченной на клетки), владеют ли дети понятиями «вправо», «влево», «вверх», «вниз». И напоминают, что следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, причем, не отрывая карандаша от бумаги.
Под диктовку проверяющего дети рисуют тренировочный узор, затем им дается время (1,5 -2 минуты), чтобы самостоятельно продолжить узор. В это время ассистент ходит по рядам и исправляет ошибки.
При рисовании следующих трёх аналогичных узоров дети уже самостоятельно выполняют задание. Общее время проведения графического диктанта – около 15 минут
За каждый узор (кроме тренировочного) выставляют две оценки - за выполнение диктанта и за самостоятельное продолжение узора – по одной шкале (в баллах):
а) точное воспроизведение узора – 4;
б) с ошибкой в одной линии – 3;
в) с несколькими ошибками – 2;
г) воспроизведение со сходством лишь отдельных элементов – 1;
д) при отсутствии сходства даже в отдельных элементах узора – 0.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной и минимальной оценок (от 0 до 8). Оценка за продолжение узора выводится аналогичным образом (от 0 до 8).
Затем обе итоговые оценки суммируются, давая общую оценку за графический диктант (от 0 до 16)
Точность движений, внимание и контроль за собственными действиями.
Методика «Дорожка» (узки, широкие, кривые, параллельные, перпендикулярные, дугообразные, с углами).
Инструкция: «Нарисованы машинки и дорожки к домикам. Соедини линией машинку с домиком, не съезжая с дорожки»
Высокий уровень - ровно по дорожке. Средний - карандаш отрывается более 3 –х раз и выходы за пределы дорожки. Низкий - линия невидимая или многократное проведение по одному и тому же месту, более трех выходов за пределы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Методика «Домик»
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй такую картинку, какую видишь на этом рисунке. Резинкой не стирать.
По ходу работы зафиксировать:
- какой рукой рисует;
- часто ли смотрит на образец;
- сверяет с образцом или рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекаемость во время работы;
- высказывания или вопросы во время работы;
- в конце предложить проверить работу, если увидит неточности, может их исправить.
Обработка материала. Ошибками считаются:
- отсутствие какой-либо детали (4 балла) Дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно..
- увеличение деталей рисунка (3 балла за каждую деталь)
- неправильно изображенный элемент рисунка – колечки дыма, штриховка на крыше, забор (2 балла);
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл) смещение деталей
- отклонение прямых линий более чем на 30 % (1 балл);
- разрывы между линиями, где они должны быть соединены (1 балл)
- залезание линий одна на другую (1 балл);
- хорошее выполнение рисунка (0 баллов)
Вывод: чем хуже выполнено задание, те выше оценка.


Приложение 3
Методика для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму
(разработанная Т.В. Фадеевой)
Упражнение 1.
Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2.
Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3.
Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4.
На столе лежат 10 – 15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5.
Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6.
Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить её в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7.
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.







Приложение 4
Темы занятий для дошкольников в «Школе развития»
Занятие 1. «Ориентировка в пространстве (право, лево, верх, низ)»
Занятие 2. «Рабочая строка. Наклонная линия»
Занятие 3. «Длинные и короткие наклонные линии»
Занятие 4. «Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу »
Занятие 5. «Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением вверху»
Занятие 6. «Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением внизу и вверху»
Занятие 7. «Письмо наклонной линии с петлей внизу»
Занятие 8. «Письмо петли с пересечением на верхней линии рабочей строки»
Занятие 9. «Письмо полуовалов »
Занятие 10. «Письмо овалов »
Занятие 11. «Письмо наклонных линий с закруглением внизу»


Приложение 5
Занятие 2
Рабочая строка. Наклонная линия
Цель: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в пространстве, развивать произвольное внимание, познакомить с рабочей строкой
1. Организационный момент
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
2. Самомассаж ладоней и пальцев руки.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Упражнение «Домик»
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображен домик.
- Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)


5.Учимся находить рабочую строку (показ на доске).
1.Поставьте по всей узкой строке точки до красной линии.
Поставьте одну точку на верхней границе строки, другую – на нижней границе строки.

6. Дорожка к домику
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
7. Физкультминутка
Дом
Дом я строю во вселенной
Есть в нём крыша и антенна.
Есть в нём дверь, и есть окошко
–Пусть живёт в нём наша кошка

8. Письмо наклонных линий
Письмо коротких наклонных линий.
Письмо длинных наклонных линий, выходящих за верхнюю линию рабочей строки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Занятие 4
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу
Цель: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в пространстве, познакомить с написанием
1. Организационный момент
Придумано кем-то Просто и мудро - При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
2.Загадка
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки
3. Работа в тетради
1. Я тетрадочку открою И, как надо положу. Я от вас друзья не скрою Карандаш - вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я берусь.
2. Обвести фигурку 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3.Письмо по образцу короткой наклонной линии с закруглением внизу



4. Физкультминутка
Не шипи, сердитый гусь – Я и так тебя боюсь, Ну, перестань  сердиться – Нам  лучше подружиться.

5.Письмо по образцу длинной наклонной линии с закруглением внизу



6. Письмо бордюра

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Занятие 5
Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением вверху
Цель: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в пространстве, познакомить с написанием
1. Организационный момент
Придумано кем-то Просто и мудро - При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
2. Загадка
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел.
3. Штриховка


4. Письмо по образцу короткой линии с закруглением вверху

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

5. Физкультминутка
1. Массаж пальцев рук карандашом.

2. Летела бабочка, летела, Устала, на ладошку села, Немного посидела, отдохнула - И мигом упорхнула
6. Письмо по образцу длинной линии с закруглением вверху 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Занятие 10
Письмо овалов
Цель: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в пространстве, познакомить с написанием
1. Организационный момент
Придумано кем-то Просто и мудро - При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
2.Загадка
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ...

3. Штриховка

4. Письмо больших овалов



5. Физкультминутка для глаз

6. Письмо малых овалов



7. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, –
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

8. Письмо больших и малых овалов

Приложение 6

Презентации к занятиям












13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 415