Статья о Особенностях форм обучения


Особенности форм учебной работы.
Беланенко Римма Алексеевна, учитель математики, МБОУ СОШ №32 г.Сургута
Проблема: Важную задачу школа видит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнить свои знания. Формирование у учеников умений и навыков рациональной организации учебной деятельности. Формирование умения учиться имеет большое воспитательное значение, так как способствует выработки трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности, ответственности, точности, настойчивости, самостоятельности и других ценных личностных качеств. Как бы хорошо не строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным не было бы его объяснения, Все же нельзя рассчитывать на успех, если ученик не владеет навыками рациональной организации учебной деятельности.
Урок был и остается самой распространенной формой обучения математике в школе.
Основная работа учителя с учеником проводится на урок.Важно поддерживать у учащихся сосредоточенное внимание, активность мыслительной деятельности. Одним из весьма важных факторов, обеспечивающих эти реакции учащихся на уроке, является заинтересованность их проводимой на уроке работой. Ученики должны владеть определенными знаниями ,умениями и навыками, поэтому одна из основных проблем –достижение успешности в обучении овладении некоторыми коммуникативными нормами. Для достижения успешности в овладении учебными умениями принято давать множество тренировочных заданий по каждой теме. Именно учитель должен вооружить учащихся способами, методами, приемами познания.
Эффективность урока во многом зависит от того ,имеет ли учитель полное представление об усвоении учащимися учебного материала. Учителю необходима постоянно действующая обратная связь. Традиционная форма работы с классом не всегда позволяют получить требуемую информацию. Но учителю необходимо знать уровень понимания и усвоения учебного материала всеми учащимися.
Как достичь успешности в обучении и как научить применять свои знания, т.е. добиться, чтобы ученики овладели общими способами решения математических задач. Умение, которому необходимо учить школьников-умение самостоятельно оценивать свои действия и их результаты. Здесь может помочь –эффективная и удобная форма работы, как для учеников, так и для учеников.
Форма обучения –это способ его организации в соответствии с числом обучаемых в классе. Форма обучения определяется тремя факторами:
Способом разделения учащихся на группы (один или несколько учащихся в каждой группе) или отсутствием деления на группы;
Характером взаимодействия учащихся внутри учебных групп(постоянные или временные связи или отсутствие связей)
Характером воздействия учителя на работу групп (постоянное руководство .или вмешательство по мере необходимости ,или отсутствие воздействия)
Эти факторы сочетаются друг с другом ,что обусловливает многообразие форм обучения.
Фронтальная форма учебной работы.
Эта форма работы учебной работы рассчитана на учащихся ,имеющих равныйуровень подготовки. Она предполагает ,что все учащиеся работают в одном темпе.
Учитель излагает материал всем ученикам в одинаковом объеме.
Объясняя, рассказывая .он пытливо смотрит на учеников, стараясь угадать по их лицам ,отдельным реакциям ,как они воспринимают учебный материал ,с заинтересованностью ли работают. С этой целью учитель обращается к ним с вопросами, наблюдая за тем ,как они воспринимают , с какой быстротой реагируют ,все ли ученики стараются ответить на поставленный вопрос. Это чрезвычайно важно для учителя.
Спрашивая одного, другого ,он выясняет ,как воспринимается учебный материал. Какие встречаются затруднения ,внося отдельные корректировки в свое изложение, продолжает вести учащихся к поставленной цели.
Маневрируя разными методами и приемами ,подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.
При организации этой работы учитель учитывает индивидуальные особенности учеников. Естественно ,что сильных учащихся при самостоятельной работе выполняют больший объем различных упражнений.
Такую организацию учебной работы можно считать коллективной ,при которой все учащиеся стремятся к достижению знаний , оказывают друг другу непосредственно или опосредованно поддержку, помощь в продвижении к цели.
Фронтальная работа дает возможность включать большую часть класса в активнуюучебную деятельность. Учитель опирается на наиболее активных учеников. Эти ученики подают пример другим в ориентировке и анализе учебного материала.
В коллективной беседе ,взаимно дополняя друг друга, ученики основательно уясняют материал , глубже проникая в его сущность.
Коллективно решая задачи ,делая упражнения учащиеся быстрее продвигаются к поставленной цели .
Хорошо организованная фронтальная работа создает условие для взаимодействия и общения в ходе учебной деятельности.
Наиболее распространенная форма коллективной работы –фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами,построенными в соответствии с логикой рассматриваемого учебного материала , учащиеся отвечают на вопросы, дополняют друг друга.
Перед всеми учащимися ставится цель ,разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность и каждый имеет возможность активно участвовать в общем деле.
При формировании знаний используются рассказ или школьная лекция, имеющие меньшие возможности для организации коллективной деятельности.
При закреплении ,совершенствовании знаний и формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.
Поисковый и репродуктивно-поисковый путь усвоения создает лучшие условия для коллективной деятельности. Учитель не просто заставляет воспроизвести рассказанное ,задает вопросы, заставляющие размышлять, рассуждать учеников он ставит в активную позицию большую часть класса.
Идеальный вариант предполагает привлечение к обсуждению всех учащихся . Если же учитель при обсуждении вопросов опирается на2-3учащихся или работает только с подготовленными учениками ,а большая часть класса остается пассивной ,не участвуя в совместной деятельности по совершенствованию знаний, в этом случае нет никакой коллективной деятельности.
При закреплении материала совершенствовании знаний ,умений, навыков практикуется самостоятельная работа.
Если они носят фронтальный характер ,то все ученики выполняют одни и те же примеры, упражнения.
Разница только в том ,что сильные учащиеся выполняет больший объем работы. Проверяя сделанное ,учитель привлекает большую часть учащихся ,особенно слабых ,к комментированию выполненных заданий. Это будет совместная деятельность по совершенствованию ЗУН, построенная на коллективных началах. Проверка знаний .осуществляется в ходе фронтальной работы, также может сроиться на коллективных началах. Проверяя выполнения домашнего задания ,учитель спрашивает разных учеников ,позволяя им дополнять ,уточнять ответы друг друга. Каждую сделанную дома работу надо проверить.
В ходе фронтальной работы учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников; четко планировать их работу,побуждать к деятельности,осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний ,формирования умений и навыков.
Учитель основные усилия направляет на организацию взаимодействия всех учеников класса в достижении поставленной цели опираясь на более подготовленных учеников.
Но регулировать поведение всех учащихся, стимулировать их деятельностьможет только учитель. Он вступает в контакт со всеми учениками класса, пытаясь вместе воздействовать на каждого разнообразными средствами.
Планировать учебный процесс на некого абстрактного ученика легко. В этом один из существенных недостатков фронтальной работы. Она проявляет тенденцию учеников, побуждает к единому темпу работы рассчитанная на равную подготовленность учащихся, одинаковый уровень работоспособностей .
Поскольку в реальной жизни такого не существует учителю приходится корректировать организацию учебной деятельности, особенно слабо успевающих. Они медленно усваивают материал, требует большого внимания. Сильным учащимся нужны реконструктивного, вариативного типа упражнений, по этому кроме фронтальной работы необходимо использовать другие формы учебной работы.
Литература:
Г.Г Левитас-"Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучени я"