Андрагогика. Обучение для взрослых


Особенности обучения взрослых. Андрагогика.Матвеева Н.И. АНДРАГОГИКА -отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека. в 1833 г. немецкий историк А. Капп Принципы андрагогики:Приоритетность самостоятельного обучения.Использование имеющегося положительного жизненного опыта. Корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний.Индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей. Принцип рефлективности.Востребованность результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Принцип системности обучения.Актуализация результатов обучения. Развития обучающегося. Особенности взрослых людей:осознанное отношение к процессу своего обучения;потребность в самостоятельности;потребность в осмысленности обучения, что обеспечивает мотивацию;практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;наличие жизненного опыта – важного источника обучения;влияние на процесс обучения профессиональных, социальных факторов Психологические особенности:большой потенциал к обучению;обучение эффективно, когда его предмет актуален и когда личности человека ничто не угрожает;обучение вовлекает всю личность, поэтому влечет за собой изменения в самоорганизации и само восприятии;большая часть обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе. Покажи мне, и я запомню.Скажи мне, и я забуду.Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.8,10 класс Древняя мудрость Трудности в обучении:беспокойством о своем авторитете;боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих;несоответствием собственного образа «солидного человека»; традиционно понимаемой роли ученика;все они испытали на себе старую педагогическую парадигму. Каким должно быть обучение взрослых:Научение; Анализ общего «свода знаний»;Применяться активные методы обучения, человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков;Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата;Преподаватель должен быть помощником, его задача – организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились не только со-участниками, но и со-авторами процесса собственного обучения;Обучающийся должен быть тем субъектом, который контролирует степень достижения поставленных целей;Постановка конкретных целей обучения. Отрицательные стороны обучения взрослых:процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка;поэтому первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения;взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели;имеет положительный опыт профессиональной деятельности;опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими целями. Выводы