Выступление по теме: Активизация учебной деятельности студентов технических специальностей посредством применения ИКТ.


Рогальская Т.И., преподаватель общеобразовательных дисциплинГБПОУ Коркинский горно-строительный техникум
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается выступление на тему: Активизация учебной деятельности студентов технических специальностей посредством применения ИКТ.
Задача каждого преподавателя и моя активизировать учебный процесс, сформулировать учебную задачу и определить пути ее решения, создать такие условия, которые вызовут у студентов интерес к учебе.
Чтобы работа студентов на уроках инженерной графики была более интересной и эффективной, параллельно с традиционными формами и методами обучения мною используются разнообразные технические и программные средства
Это применение электронной интерактивной доски, которая позволяет на уроках:
осуществлять активное комментирование учебного материала;
выполнять уточнение дополнительной информации посредством электронных маркеров, изменением цветов, толщиной линий;
демонстрировать чертежи;
показывать алгоритм выполнения действий;
сохранять результаты в отдельном файле в виде рисунков;
повышать уровень интеллектуального и технического мышления;
развивать творческую активность у студентов;
Согласитесь, не всегда на уроках черчения при объяснении тем мы можем показать форму детали, её внутреннее содержание, ребятам сложно представить конфигурацию детали по 2 –м видам, мысленно выполнить разрез или сечение детали.
Использование компьютерных графических технологий, таких как Компас-график и AutoCAD на занятиях дает возможность студентам создавать трехмерные геометрические модели деталей, что обеспечивает переход на более качественный уровень обучения. Применяя инструментарий программ модели легко строить и редактировать.
По созданным моделям можно получить практически всё разнообразие принятых в стандартах изображений (это виды, разрезы, сечения, выносные элементы и т.д.). На данном слайде представлена модель корпуса, по которой созданы 2 чертежа с применением сложных разрезов: ступенчатого и ломаного. Выполняя сечение модели, студенты видят внутреннюю форму детали, а затем автоматически оформляют чертеж с заданным разрезом.
Выполняя практическую работу по пересечению тел на формате, студент легко может проверить правильность построения линии пересечения, сделав самостоятельно работу в программе.
Еще хочу остановиться на изучении темы: Сборочный чертеж. У студентов возникают определенные трудности при выполнении сложного процесса деталирования - разборки каждой детали. Эту проблему мы решаем в программе, то есть идем от обратного, создавая модели по рабочим чертежам деталей. На слайде показаны 3 модели, входящие в сборку.
Ребята сами выполняют процесс сборки и автоматически получают сборочный чертеж, спецификацию, тогда на бумаге они гораздо легче справляются с деталировкой и понимают смысл сборочного чертежа.
Конечно, работа в системе Компас – ГРАФИК на уроках чередуется с работой на бумаге, но использование компьютера, как инструмента дает возможность студентам более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным.
В результате этого компьютер из технического средства, используемого на уроках информатики превратился в рабочий инструмент для дисциплины, позволяющий во многом избавить студента и преподавателя от рутинной работы и высвободить время для более творческой деятельности.
Анализируя накопленный опыт, можно сделать вывод о том, что использование современных компьютерных технологий на уроке инженерной графики позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным;
эффективно решать проблему наглядности обучения;
индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения студентами учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку студенты могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность
организовывать учебно - исследователъскую деятельность ребят, развивая тем самым их творческую активность.
Для повышения интереса студентов к дисциплинам, к своей будущей профессии, совершенствования навыков самостоятельной работы, развития профессионального мышления, интеллектуального и технического творчества, в техникуме ежегодно проводится олимпиада по черчению и САПР.
Для проведения, которой преподаватели разрабатывают положение о проведении олимпиады с указанием целей и задач, задания. В заключении оформляется итоговый протокол.
Хочется отметить, что задания с каждым годом мы усложняем, это говорит о достаточно хорошем уровне усвоения материала по дисциплине. И ребята участвуют в олимпиадах, конкурсах с удовольствием. Из представленного протокола, вы видите, что лучшие результаты показывают студенты специальности ТЭРО.
Также для поддержания интереса к дисциплине в учебном заведении проводятся внеклассные мероприятия, как пример конкурс «Занимательное черчение» », состоящий из 5 этапов:
Разминка ума
Вопросы на засыпку
Конструкторская смекалка
Знаешь ли ты
Эстафета
Конкурс «Вопросы на засыпку». За 60 секунд команда должна ответить на большее количество вопросов. Круг вопросов позволяет оценить теоретические и практические навыки студентов.
Задание «Конструкторская смекалка» выявляет творческие способности ребят, способствует развитию навыков межличностного общения.
Такие мероприятия позволяют выбрать творчески активных студентов для подготовки к участию в областных конкурсах и олимпиадах.
Компьютерные программы САПР, применяемые на уроках, в конечном итоге предназначены для автоматизации инженерно-графических работ в машиностроении, энергетике, архитектуре и строительстве, они ускоряют работу по созданию чертежей, благодаря, своим функциональным возможностям. Это использование на уроках библиотек Машиностроение, Электрик, Архитектура и Строительство и других, что позволяет повысить скорость и точность выполнения чертежей.
Уверенно владея инструментарием программы Компас, студенты при оформлении электрических схем используют условно-графические обозначения (УГО) и необходимую библиотеку для составления перечня элементов.
Вычерчивания схемы в Автокаде, ребята используют УГО библиотеки Компас, помещая устройства на палитру инструментов, и в дальнейшем используют их при работе.
Применение программ на своих уроках, дает требуемую общепрофессиональную подготовку у студентов, а также повышает их уровень информационной культуры, достаточный для творческой деятельности в дальнейшем при выполнении курсовых и дипломных проектов, так как умение наглядно представлять информацию в готовых программных средствах становится обязательной частью современного общества.
Курсовые и дипломные проекты наши студенты выполняют с применением систем автоматизированного проектирования, в основном в программе Компас по всем специальностям: это
«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Компьютерные системы и комплексы», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
И как результат освоения инженерной графики и специальных дисциплин на достаточно высоком уровне - призовые места студентов Коркинского горно-строительного техникума в областных мероприятиях по САПР, в которых мы участвуем с 2005года. В 2011 году -2место, в 2012 – 4место.
Последние 3 года (2013 - 2015) мы держим первенство в олимпиаде по машиностроению
С 2013года такие олимпиады проходят в строительстве на нашей базе, традиционно, партнерами и спонсорами проведения олимпиады выступает компания «АСКОН», два года мы занимали первое место, в прошлом году второе.
В 2014 году наш техникум впервые участвовал в областном Чемпионате WorldSkils RUSSIA, в компетенции - инженерная графика CAD и студент 2 курса занял 4 место, а 2015 году этот студент занял 2 место.
Хочу отметить студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», которые принимали участие в своих профессиональных конкурсах. Но одно из заданий предусматривало выполнение конструктивного разреза жилого дома с применением компьютерных технологий в системе AutoCAD. Все участники показали высокий уровень, профессиональные навыки и приемы работы в системе.
Областная и Всероссийская олимпиады профессионального мастерства в 2009 году, 2 место.
Областная олимпиада по специальности в 2010 году, 2 место. Всероссийская и Областная олимпиады профессионального мастерства в 2012 году, 2 место.
В 2014 году на конкурсе профессионального мастерства специальности «Строительство зданий и сооружений», студент 4 курса занял 3место.
В заключении, хочу сказать, что информационная обучающая среда подчас неоценима, согласитесь, не только на уроках инженерной графики. Она раскрывает горизонты познания, позволяя быстро и эффективно получать информацию, обмениваться материалами и мнениями, интенсифицировать процесс обучения. Среда высвобождает время преподавателя, позволяя ему уделить больше внимания частным проблемам или отдельным студентам. Таким образом, она является мостом, позволяющим перейти от общего, группового обучения к индивидуальному обучению в самой широкой аудитории.