Рабочая программа и перспективное планирование кружка Экопластика 4-5 лет.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. 
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Экопластика - вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов.
«Экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Реализуя в практике методическое пособие И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду» Москва 2010, создана программа «Экопластика».
Новизна программы
Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, оригинальные картины, подарки для близких людей.
Экопластика,или создание изделий и композиций из природного материала,- одно из любимейших занятий детства.
Цель программы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через экопластику.
Задачи:
теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством экопластики;
создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
разработать систему планирования кружковой работы;
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
обеспечить интеграцию экопластики с другими видами деятельности детей.
Этапы реализации программы:
I этап – Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,
аппликации, как виду художественно-творческой деятельности
посредством экопластики; развитие простых формообразующих
движений знаний, умений и навыков в работе с природным материалом.
II этап – Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста.
Каждый этап реализации проекта включает следующие ступени работы:
Аналитико-диагностическая
(анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).
Практическая
(методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий, создание системы планирования кружковой работы)
Аналитико-обобщающая
(диагностика, подведение итога работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении экопластики.
Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения
1.Последовательное знакомство с различными видами экопластики:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет создают из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка.
Пластический – здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, из разнообразных фрагментов природного материала.
2.Словесный метод:
беседа, рассказ;
объяснение, пояснение;
вопросы;
словесная инструкция.
3.Наглядный:
рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
показ выполнения работы (частичный, полностью).
4. Интеграция экопластики с другими видами деятельности детей:
развитием речи;
художественной литературой.
Содержание программы реализуется через кружковую работу.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю.
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, наклеивания, вырезания, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, делать отпечатки деталей, пальцами, ладошками, вырезать. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.
Специфической чертой «Экопластики» является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях по экопластике я использую кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов.
Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт  на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.
Нами разработан перспективный план работы кружка «Экопластика».
На этапе работы с детьми 4-5 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности с использованием природного материала.
В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки, вырезания и способами оформления вылепленных изделий.
Продукты детской деятельности () оформляю выставки для родителей, использую для оформления сезонных выставок в детском саду.


Содержание
РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
Задачи:
Учить детей засушивать и сохранять листья, знакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.
Учить составлять композиции из листьев, цветочных лепестков.
РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток
Задачи:
Познакомить с понятием «аранжировка».
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян
Задачи:
Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе
Закреплять навыки владения ножницами
Развитие мелкой моторики
РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры
Задачи:
Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур
Познакомить со способами создания скульптур
Учить детей изготовлять сюжетные скульптуры
РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы
Задачи:
Познакомить детей с техниками аппликации из соломы
Познакомить со способами окрашивания соломы
РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки
Задачи:
Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы

Тематическое планирование (дети 4-5 лет)
Наименование разделов и тем Количество занятий
РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
«Берёза»
«Весёлые листочки»
«Зайчонок»
«Ёжик»
«Волшебный лес»
«Весёлый зигзаг» 7
1
1
2
1
1
1
РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток
«Осенний веночек»
«Листопад»
«Подсолнух»
«Портрет королевы осени»
«Волшебные узоры» 6
1
1
2
1
1
РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян
«Ежик»
«Подсолнухи»
«Птичка»
«Котенок»
«Цветы» 6
1
1
1
1
2
РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры
«Стрекоза»
«Птицы»
«Животные»
«Сказочный лес» 6
1
1
2
2
РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы
«Избушка»
«Море»
«Весенние цветы»
«Пейзаж» 6
2
1
1
2
РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки
«Куколка-девочка»
«Куколка-мальчик»
«Лошадка»
«Бабочка» 7
2
2
2
1
Всего: 38

Перспективное тематическое планирование
кружка «Экопластика» (средняя группа)
Сентябрь «Берёза» Вводное занятие. Познакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.
«Весёлые листочки» Учить составлять композиции из листьев, развивать чувство композиции.
«Зайчонок» Учить детей из листьев разной величины создавать образ животного; учить планировать работу, быть аккуратным.
«Ёжик»
Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» ежика. Воспитывать уверенность и инициативность.
Октябрь «Волшебный лес» Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
«Весёлый зигзаг» Учить детей с помощью пластилина и крупы создавать фигуру. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук.
«Осенний веночек»
Закрепить способ наложения на заготовку плоды кустарников и листьев; развивать чувство эмпатии, эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.
«Листопад» Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
Ноябрь
«Подсолнух» Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
«Портрет королевы осени» Учить создавать образ осени, используя листочки разной формы; развивать образное мышление, творческое воображение.
«Волшебные узоры» Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
Декабрь «Ёжик» Сказка «Пых». Создаём своего героя. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.
«Подсолнухи» Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе; закреплять навыки владения ножницами.
Развитие мелкой моторики.
«Птичка» «Котенок» «Цветы» Учить детей лепить цветы рациональным способом – из овала. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в экопластике.
Январь «Цветы» «Стрекоза» Уточнить представление о хорошо знакомых природных существах. Развивать творческое мышление и воображение.
«Птицы» Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.
Февраль
«Животные» Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.
«Сказочный лес» Март
«Избушка» Воспитывать самостоятельность, уверенность в творчестве.
Познакомить детей с техниками аппликации из соломы. Познакомить со способами окрашивания соломы.
«Море»
«Весенние цветы» «Пейзаж» Апрель
«Пейзаж» «Куколка-девочка» Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.
«Куколка-мальчик»
Продолжать учить детей создавать фигуру человека
Май «Куколка-мальчик»
«Лошадка» Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова и показать обобщенный смысл. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
«Бабочка» Учить детей лепить медвежат конструктивным способом в парах и разыгрывать сюжет сказки. Синхронизировать движение обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Литература
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.