Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Сивоглазова В.И.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Базисного учебного плана 2004 года и государственных программ по биологии: Примерной программы основного общего и среднего(полного) общего образования по биологии для 6-11 классов(базовый уровень), авторской программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов(базовый уровень) И.Б. Агафоновой , В.И. Сивоглазова М.,Дрофа,2009 года.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 35 часа учебного времени в течение года, 1 час в неделю.
Изменения внесенные в рабочую программу: увеличен на 1 час раздел «Клетка» для проведения тематического зачета по разделу, увеличен на 2 часа раздел «Организм» в теме «Закономерности наследственности и изменчивости» в виду её сложности и для проведения тематического зачета по разделу. Увеличение количества часов за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.
J* X.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой и В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы.- М.. Дрофа,2009года)
Учебник. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, В.И. Сивогазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова.-М.Дрофа,2009 год.



Календарно-тематическое планирование:
-годовое планирование:

Аттестационный период
(кол-во часов)
Учебный материал
Кол-во
пр.р,лаб.раб.,
экскурсий
Кол-во контр.раб.

1 полугодие
16 часов:





11ч








Введение. Биология как наука. Методы научного познания. §1.1-1.3

Клетка. §2.1-2.11.



Организм. § 3.1-3.2







1 лаб.р.
1 пр.р.








1




2 полугодие
19 часов:

19ч



Организм. § 3.3-3.19



1лаб р.
2пр.р.



2







35 ч в год

2 лаб.р
3 пр.р.
3


Перечень лабораторных и практических работ:


Название лабораторной работы
Название практической работы

№ 1 .Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
№ 1.Сравнение строения клеток растений, животных

№ 2.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
№ 2.Составление простейших схем скрещивания.



№ 3.Решение простейших генетических задач













Поурочное планирование:
№ урока
Название раздела,
главы+кол-во часов
Предп.дата урока
Факт.
дата урока
Тема урока
Учебный материал
Вид учебн.
занятия
Форма и вид контроля

Глава.1 Биология как наука.Методы научного познания.(3ч)

1

05.09

Краткая история развития биологии.
Введение.§1.1
Вводный урок, урок повторения и обобщения знаний.

Фронт.беседа.

2

12.09

Сущность жизни и свойства живого.
§1.2

Комбинир.урок
Индивид.опрос

3

19.09

Уровни организации жизни.Методы биологии.

§1.3
Комбинир.урок
Индивид.опрос

Глава 2.Клетка.(11 ч)

4

26.09

История изучения клетки. Клеточная теория
Лаб.р.№ 1 .Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание
§2.1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивид.опрос

Лаб.р.№ 1

5

03.10

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

§2.2-2.3
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Индивид.опрос


6

10.10

Органические вещества. Липиды .
§2.4
Комбиниров.
Фронт.беседа.

7

17.10

Органические вещества. Углеводы.Белки.
§2.5
Комбинированный урок.

Фронт.беседа

8

24.10

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

§2.6
Комбинированный
Индивид.опрос

9

31.10

Эукариотиче-ская клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы
§2.7
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фронт.беседа, Самостоятельная работа с таблицей Пр.р № 1.Сравнение строения клеток растений, животных


10

14.11

Клеточное ядро. Хромосомы.

§2.8
Урок изучения и первичного закрепления материала
Фронт.беседа,работа в микрогруппах.

11

21.11.

Прокариотическая клетка.

§2.9
Урок изучения и первичного закрепления материала
Фронт.беседа, Самостоятельная работа с таблицей


12

28.11

Реализация наследственной информации в клетке.


§2.10
Урок изучения нового материала
Фронт.беседа,

13

05.12

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

§2.11
Комбинированный
Индивид.опрос

14

12.12

Контрольная работа №1 по теме «Клетка».

§2.1-2.11
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа

Глава 3.Организм.(21 ч)

15

19.12

Организм-единое целое.Многообразие организмов.

§3.1
Урок изучения и первичного закрепления материала
Фронт.беседа

16

26.12

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

§3.2
Урок изучения и первичного закрепления материала
Индив. опрос

2 полугодие

17

16.01

Пластический
обмен.
Фотосинтез.

§3.3
Комбинированный
Индив. опрос.

18

23.01

Деление клетки. Митоз.

§3.4
Комбинированный
Работа с тестами ОГЭ

19

30.01

Размножение: бесполое и половое.


§3.5
Урок комплексного применения ЗУН.

Индив.опрос

20

06.02

Образование половых клеток. Мейоз.

§3.6
Комбинированный
Индив.опрос

21

13.02.

Оплодотворение.

§3.7
Комбинированный
Индив.опрос

22

20.02

Индивидуальное развитие организмов.

§3.8
Урок изучения и первичного закрепления материала
Индив.опрос

23

27.02

Онтогенез человека.Лаб.р. № 2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

§3.9
Урок комплексного применения ЗУН.

Лаб.р. № 2.

24

05.03

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

§3.10
Комбинированный
Фронт.беседа

25

12.03

Моногибридное скрещивание.


§3.11
Урок изучения и первичного закрепления материала
Пр.р. № 2.Составление простейших схем скрещивания

26

19.03

Дигибридное скрещивание
§3.12
Комбинированный
Пр.р№ 3.Решение простейших генетических задач

27

02.04

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

§3.13
Комбинированный
Индив.опрос

28

09.04

Контрольная работа № 2 на тему: «Генетика»Современные представления о гене и геноме.
§3.14
Комбинированный
Контрольная работа

29

16.04

Генетика пола
§3.15
Комбинированный
сам работа:
Решение задач по генетике.

30

23.04

Изменчивость: наследственная и ненаследственная
§3.16
Комбинированный урок


31

30.04

Генетика и здоровье человека
§3.17
Комбинированный урок.


Фронт.беседа
Решение задач по генетике.

32

07.05

Контрольная работа №3«Наследственность и изменчивость».

§3.13-3.17
Урок контроля знаний.
Контрольная работа

33

14.05

Селекция: основные методы и достижения.

§3.18
Комбинированный
Индивид.опрос

34

21.05

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

§3.14
Комбинированный
Индивид.опрос

35

28.05

Обобщение и повторение курса.
§2.1-3.19
Комбинированный
Индивид.опрос





















Реферативное описание тем:
Название темы.
Что изучается.

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации.
Биологические системы.
Уровни организации живой природы.
Методы познания живой природы.


КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации.
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение молекулы РНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Хромосомы.
Характеристика гена.
Удвоение молекулы ДНК.
Лабораторная работа № 1.
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание .Пр.раб. .Сравнение строения клеток растений, животных

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации.
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Половые клетки.
Оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма.
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Неполное доминирование.
Сцепленное наследование.
Наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Гибридизация.
Исследования в области биотехнологии.
Лабораторная работа № 2.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства .Практич.работы: Составление простейших схем скрещивания,Решение лементарных генетических задач.










Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметно-информационная составляющая образованности
знать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
объяснять:
роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
уметь:
соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения в природной среде;
оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

.



Список учебников и учебных пособий:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов, Лицей, 2005 г.
Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1985.
Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания. – Аквариум ГИППВ, 2000.
Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочник по биологии. – М., АСТ-Пресс школа, 2003.
Дмитриева Т.А., Суматохин С. В., Гуленков С. И. Дидактические материалы по биологии. – М., Просвещение, 1982.
Киреева Н.М. Задачи по биологии. – Волгоград, Перемена, 1998.
Каменский А. А., Ким А. И. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Слово: ООО «Изд-во ЭКСМО», 2003.
Билич Г. Л. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Пособие-репетитор. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999.
Лернер Г. И. ЕГЭ: Биология. Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Калинова Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. ЕГЭ. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Никишова Е. А., Шаталова С. П. ЕГЭ: Биология: 2008. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы. М., 1997.
Электронные издания:
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г.
Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2001-2004 гг.
Интернет-ресурсы:
1. www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki
2.www.bio.1september.ru
3.www.bio.nature.ru
4. www.eidos.ru











15