Презентация по литературе для 10 класса. А.Н. Островский — основоположник русского драматургического театра.


А. Н. Островский — основоположник русского драматического театра «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому. «Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».А. Н. Островский Автобиографическая записка Драматургия (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения; совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Драма— литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив трагедию. Драмы специфически изображают частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Русскую драматургию первой четверти XIX века делят на 2 этапа:1) 1800 – 1812 гг. (преобладают комедии и комические оперы) 2) 1813 – 1825 гг. Для второго периода характерен рост к национальному прошлому, к русскому фольклору, к исторической тематике. Это было характерно для послевоенного периода 1812 года. Катенин П. А. этот период театра и драмы характеризует так: « …театр наш умирает теперь от бездействия; новых пьес – хоть шаром покати…». «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, — писал Белинский в 1845 году. — У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя — и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».Представители русской драматургии до А. Н. Островского. В 40-е гг. ХIХ веке на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои — либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). Реалистическая драма- драма в стиле реализма — в узком смысле этого слова (промежуточный жанр, граничащий и с трагедией и с комедией, в котором конфликт обычно не доводится до трагического конца), как следствие общего для реализма «снижения» стиля и ускорения темпа жизни. Александр Николаевич Островский(1823-1886) Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна . В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но весной 1843 года оставляет его. "Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", - вспоминал он впоследствии.Обучение А. Н. Островского 1847-1851 гг. – ранний периодЛитературные взгляды сложились под влиянием Белинского и ГоголяВ 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" - первого варианта комедии "Свои люди - сочтемся!", - комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя". Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов. 1852-1855 гг. – «Москвитянский период» 1855-1860 гг. – предреформенный периодВ это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С.Тургеневым и Л.Н.Толстым, сотрудничавшими в "Современнике". 1860-1886 гг. – пореформенный периодВ 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем. В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал как заманчива и трудна жизнь актрисы. Спектакль «Лес» Спектакль «Бешенные деньги» Пьеса «Доходное место» Имение Щелыково Рабочий кабинет А. Н. Островского 14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский был похоронен вЩелыково.