Итоговая работа«Развитие творческих способностей на урока изобразительного искусства средствами ИКТ»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Развитие творческого потенциала личности »
по теме:
«Развитие творческих способностей на урока изобразительного искусства средствами ИКТ»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 16 по 20 марта 2015г.




Выполнила: Извекова Наталья Васиьевна
Учитель музыки и ИЗО
ГБОУ СОШ с. Герасимовка






2015г.
Оглавление
Введение 3
Паспорт системы деятельности педагога 3
Актуальность описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов) 4
Цели, задачи ИР
Ожидаемые результаты 4
Основная часть 5
Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели, обоснование темы и идеи, теории и др.)
Описание изменений в образовательном процессе:
Изменения в содержательно-технологическом блоке 9
Изменения в контрольно-оценочном блоке 12
Изменения в ресурсном обеспечении 13
Заключение
Выводы по ИР
Прогноз: эффекты и риски
Список информационных источников (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)









Введение

Паспорт ИР

Представлена итоговая работа на примере урока : «Внутренний мир русской избы»
Целевая аудитория обучающиеся 5 класс
Сроки создания данной системы: всего: с сентября 2015г по май 2016
Место реализации - ГБОУ СОШ с. Герасимовка
Актуальность
В современной школе сформированы ожидания общества по отношению к характеристике портрета выпускника основной школы прописанный в Новых ФГОС « Активно и заинтересовано познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества»
Анализ результатов педагогической деятельности показал следующие недостатки:
- обучающиеся мало проявляют интерес к творческому подходу на уроках ИЗО;
- недостаточное количество уроков с применением ИКТ ;
Возникают противоречия:
Между требованиями современной системы образования в воспитании творческой личности и недостаточной разработкой системы деятельности педагога по развитию творческих способностей обучающихся средствами изобразительного искусства
Проблема:
Недостаточное применение среств ИКТ на уроках изобразительного искусства в нашей школе, позволяющих развивать способности детей к нестандартному мышлению.

Цель данной работы –внедрить ИКТ на уроки изобразительного искусства для развития творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Внедрить ИКТ на уроки ИЗО;
Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения ИКТ а уроках ИЗО
Охарактеризовать изменения в образовательном процессе .
Ожидаемые результаты
Применение икт на уроках позволит:
- развить творческие способности;
- заинтересовать обучающихся в использовании икт на уроках;
- сформировать умения в работе в программе Paint ,создавать презентации;
- повысить интерес к предмету.



Основная часть

Ттворческие способности - индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности
Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки и хранения ,распространения, отражения и использования информации в интересах ее пользования.


Теоретическая часть
Каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе при проведении уроков ИЗО:
Вариант 1. Урок с мультимедийной поддержкой.
   В классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции ,иллюстрации, фотографии, портреты, таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Вариант 2. Урок с компьютерной поддержкой.
   Оборудование: несколько компьютеров, за ними работают все ученики одновременно
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. С программой Paint успешно проходят уроки по декоративно-прикладному искусству. Принцип рисования – закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента – точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге. Примеры тем для рисования на компьютерах:
-“Конструкция и декор предметов народного быта” (5 класс) - эскиз прялки.
-“Что такое гербы и эмблемы” (5 класс) – презентация гербов
-“Витраж” (5 класс) – эскиз витража.
Практическая часть
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Приложение №1
1. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся
«5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
 
Уровень художественной выразительности
 
тип
Критерии оценки



Замысел
Рисунок


1
Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение
Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень


2
Показатели для 1 типа, но менее яркие
Показатели для 1 типа, но менее выражены

Уровень фрагментарной выразительности
3
Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения
Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений


4
Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности
Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень
5
Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях
Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции


6
Стереотипный
Репродуктивный

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами
Таблица результатов:

Список учащихся
Показатели
Общий балл
Уровень



1
2
3
4
5



1.
 
 
 
 
 
 
 
 

2.
 
 
 
 
 
 
 
 











13 PAGE 14215




Заголовок 115