Конспект урока по технологии на тему Бумажные фантазии

План-конспект урока по технологии
Учитель: Никогосян Лиана Геворговна
Тема: «Бумажные фантазии»
Цели:
Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Закрепление знаний о технике модульного оригами.
Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Методы обучения:
Рассказ.
Демонстрация готовых работ.
Беседа с объяснением нового материала.
Показ трудовых приемов.
Самостоятельная работа.
Форма организации урока:
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Словарная работа:
Квиллинг.
Бумагокручение.
Бумажное кружево.
Тип урока:
Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока

1. Организационная часть
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводная беседа:
На доске представлены аппликации детей выполненные в разных техниках, без названий:
-аппликация наложения деталей внахлёст;
- аппликация в технике оригами;
- отрывная аппликация в технике мозаики;
- 2 аппликации в технике квилинг.
- Ребята, что вы видите на доске? (мы видим аппликации). Определите, в какой технике выполнены аппликации?
3. Сообщение темы урока:
Первый материал для творчества ребенка - это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. В этом году мы познакомились с работами из модулей оригами. Сами сделали рамочку для фотографии. Сегодня продолжаем знакомство еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
История квиллинга
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
4. Творческая работа:
- На прошлом уроке мы сделали из модулей оригами рамочку для фотографии. Сегодня нам нужно украсить рамочку, создав из элементов квиллинга интересные композиции.
-Давайте вспомним какие элементы квиллинга мы уже знаем.
- Сворачиванием и прищипыванием, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3 - 7 мм.
Возьми полоску бумаги двумя пальцами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Загнутый кончик легче наматывается на «зубочистку». Плотно накрути несколько витков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Когда диаметр валика станет 3 - 4 мм, его уже можно снять с зубочистки и дальше крутить вручную.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приклей конец полоски клеем ПВА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Инструктаж по технике безопасности
Правила работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
6. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
7. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания.
Инструктирование по выполнению задания.
8. Уборка рабочих мест
9. Подведение итогов урока
10. Выставка работ учащихся
11. Заключительное слово учителя
- Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
- Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках труда, но и в жизни.