Урок трудовое обучение на тему Работа с бросовым материалом

Трудовое обучение
4 класс
Тема урока: Работа с бросовым материалом.
Цель: Обучение приемам конструирования из бросового материала.
Задачи:
Расширять знания учащихся об изобретении бумаги и ее вторичном использовании; обогащать словарный запас: папирус, пергамент;
Развивать и обогащать словарный запас, мышление, глазомер, координацию движений;
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, чувство коллективизма, взаимовыручки, бережное отношение к природе, способствовать сохранению здоровья.
Оборудование:
учебник
иллюстрации о производстве бумаги
первых книг
рукописных листов
образцы поделок
бросовый материал
старые журналы
картонные коробки
фантики от конфет
классическая музыка.
Методы:
информационно-сообщающий;
объяснительный, инструктивный;
стимулирующий;
практический;
художественное слово.
Ход урока:
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, звучит музыка
2. Вводная беседа: сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения бумаги, технологией ее возникновения, рассмотрим вопрос - как мы можем помочь сохранить лес для будущих поколений и создать украшение интерьера, подарок.
3. Актуализация знаний: иллюстрации.
С возникновением письменности связан поиск материалов, на которых можно было бы записать текст. В разные времена для письма использовались камень, воск, кожа, дерево, глина, кость, папирус, шелк, бумага. В государствах Древнего Востока книги писали на глиняных плитках, выдавливая письменные знаки острой палочкой. После этого плитки сушили и обжигали в печах. Так появились первые глиняные книги и их хранилища.
В Египте, Палестине, Индии для письма применяли папирус. Стебли у этого многолетнего травянистого растения бывают толщиной в руку. Для изготовления материала стебли тонко разрезали, прессовали, сушили на солнце. Получался плотный гибкий лист, похожий на ткань. Писали на нем чернилами. Листы папируса удобно было скатывать в свитки и хранить.
Во II в до н.э. появился новый материал для письма – пергамент. Пергамент дорогой и долговечный материал. Его делали из кожи телят или козлят. Для этого удаляли шерсть, поверхность обезжиривали, втирали толченый мел, выравнивали и разглаживали. Писали иногда золотом или пурпуром.
Бумагу изобрели в Китае в 105 году. Изготовление бумаги хранилось в строгом секрете. Вскоре ее научились делать и в других странах из любых пород дерева. В средние века книжное искусство получило быстрое развитие. Внутри книгу украшали рисунками, обложки оформляли золотом, серебром. Таких рукописных книг было мало, потому что их изготовление стоило очень дорого.
В настоящее время типографии оснащены компьютерной техникой. Производство бумаги довольно долгий и трудоемкий процесс. На изготовление одной газеты уходит десятки деревьев.
Сегодня мы попытаемся дать вторую жизнь бумаге, продлим ее жизнь, сохраним хоть одно дерево для потомков.

Показываю образцы поделок.
Из какого материала изготовлены эти поделки?
-из картонной коробки, листов старого журнала, фантиков от конфет.
-Выберем образец для самостоятельной поделки.
Коллективное составление алгоритма выполнения работы:
сделать разметку
нарезать прямоугольные полоски
скрутить при помощи карандаша бумажные трубочки по спирали
склеить кончить бумаги
вырезать из картонной коробки рамку нужного размера
отметить место склеивания трубочек
обрезать концы трубочек
наклеить трубочки по замыслу
поместить рисунок или аппликацию
Хоровое чтение стихотворения:
Чтоб работа закипела,
Приготовим все для дела.
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Повторение правил техники безопасности:
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Не забудь потом закрыть
И на место положить.
Самостоятельная работа учащихся:
Попробуйте создать свою собственную модель, включите фантазию и воображение.
Музыкальное сопровождение – звучит классическая музыка.
Взаимопомощь учащихся, помощь учителя:
- организация рабочего места
- правильность выполнения работы
- соблюдение правил безопасности (ножницы, клей)
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение
- качество выполнения работы
- взаимопомощь учащихся.
Физкультминутка.
Окончание работы. Выставка работ.
Уборка рабочего места.
Вот закончился урок.
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
Вещи все в портфель сложи.
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Для каких целей нам сегодня нужны были старые журналы?
Какие способы продления жизни бумаги и картона вы можете еще предложить?
Какое у вас настроение?



15