Учимся правильно читать и писать

Советы логопеда
Учимся правильно читать и писать
Сегодня многие родители стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и писать, рассматривая данные навыки письменной речи как показатели высокого уровня развития ребенка. При этом многие важнейшие стороны развития остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются.
Уважаемые родители, умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – это только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. Чтение и письмо – это сложные навыки, требующие от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без:
1. Четкого и безошибочного различения на слух всех звуков речи.
2. Правильного и четкого произношения звуков.
3. Владения звуковым анализом и синтезом слов, позволяющее безошибочно определять количество звуков в слове и порядок их следования друг за другом. Например, слово ШКАФ ребенок должен знать, что первым в этом слове слышится звук «Ш», за ним следует «К», далее – «А» и, наконец «Ф».
4. Знания букв, четкого различения их по виду.
Все перечисленные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, нарушение или несформированность одного из них приведут к негативным результатам.
Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например, «ША», а не «Ш», «БЭ», а не «Б» и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо «МА-ША» дети читают: «МЭ-А-МА, ШЭ-А-ША, МАША», что усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами.
Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной.
Чтение же родителями развивает мышление ребенка,
дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения, так и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту.













Будет полезно, если родители позаботятся и о подготовке руки ребенка к графической деятельности, так как обучение письму проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. Значимы такие упражнения, как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, пространственную ориентировку и является необходимым компонентом навыка письма.
Можно включить в занятия и рисование по точкам на клетчатой бумаге, в будущем это поможет детям ориентироваться в тетради. Дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладеют безотрывным письмом.
Родителям, дети которых предпочитают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях (еда, рисование, открывание двери, бросание мяча и т.п.), лучше до начала обучения проконсультироваться у психолога с целью определения истинности леворукости.
Помните, что обучение родному языку – очень сложная и трудоемкая для ребенка работа, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти обучения – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Хвалите и поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.




















Список литературы
Алтухова Н.Г. «Научитесь слышать звуки» - СПб.:Лань 1999.
Гаврина С. Е. и др. Готовим руку к письму. 360 упражнений. - М. : Олма-пресс, 2001.
Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб. : КОРОНА принт, 2003.
Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк)».- М.: Просвещение, 1989.
Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.
Коба В.В. учитель-логопед детский сад «Буратино» «Советы логопеда»