Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ.
Вишневская Н.Н.,
учитель биологии МКОУ лицей №11
г.Россошь

Если мы хоти изменить мир,
сначала предстоит изменить человека,
систему его качеств и ценностей
Первый президент
Римского клуба А.Печчеи .

Основной причиной глобального экологического кризиса является стремление человечества к удовлетворению своих материальных потребностей за счет экономического роста и, следовательно, истощения и деградации природных ресурсов. Возможные пути выхода из кризиса – это развитие экологически безопасных технологий, непрерывное экологическое образование населения.
В этой связи особую значимость имеет работа общеобразовательных учреждений по формированию экологической компетентности подрастающего поколения.
Актуальность, социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили тему моего исследования: «Формирование экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективности формирования экологической компетенции подростков в условиях детского оздоровительного лагеря?
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования экологической компетенции подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1) раскрыть сущность и структуру экологической компетентности подростка;
2) рассмотреть специфику формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;
3) определить критерии, показатели, уровни сформированности экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;
4) разработать и апробировать модель процесса формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;
5) теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Базой исследования явился ДОЛ «РЕПЕЙНИК» при МКОУ лицей №11 г. Россошь, Воронежская область, существующий с 2002 года. Исследование проходило с 2010года по 2015 год. Лето 2010, 2011, 2012 на берегу реки Дон, лето 2012 – бухта Инал, лето 2014 – П.Кабардинка, 2015 – на берегу реки Ч.Калитва. Исследованием было охвачено более 280 подростков.
На мой взгляд более эффективными для формирования экологической компетенции оказалось функционирование экологических лагерей на берегу р.Дон и Ч.Калитва, так как произошло включение в воспитательный процесс туристко-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом, насыщение совместной деятельности игрой, общением и творчеством; создание особой психологической среды, сориентированной на экологические ценности: здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве города, района обращение к своим положительным примерам природоохранной деятельности учащихся.
В проведенной работе в целом решены поставленные задачи, что позволило сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования уточнено понятие «экологическая компетентность учащегося». Это – интегративное качество личности, определяющее ее способность взаимодействовать в системе «Человек – общество – природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками; с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности.
2. В исследовании рассмотрена специфика формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. На формирование экологической компетентности подростков оказывают влияние национально-региональные условия Воронежской области (природные, социально-экономические, национальные); специфика общеобразовательного учреждения, его назначение; потенциальные возможности учебного предмета «Биология».
3. Создано и апробировано комплексное научно-методическое обеспечение, включающее две группы документов: 1) документы, программирующие экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию); перспективный план; научно-методические рекомендации «Формирование экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря»; 2) документы, позволяющие изучать экологическую компетентность учащихся: «Диагностическая программа изучения уровней сформированности экологической компетентности подростков», «Папка учителя-экспериментатора по изучению уровней сформированности экологической компетентности подростков».
4. Основными критериями и показателями сформированности экологической компетентности подростков являются следующие: 1) когнитивный (полнота, прочность и осознанность экологических знаний); 2) мотивационно-ценностный (сформированность мотивов поведения и деятельности в природе, степень проявления познавательного интереса к экологическим проблемам, понимание ценности природы, необходимости ее сохранения); 3) деятельностно-практический (сформированность экологических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологической деятельности).
5. Разработанная и апробированная модель процесса формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Данная модель может быть использована педагогами в процессе формирования экологической компетентности учащихся.
6. Теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели процесса формирования экологической компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря:
1) целесообразное сочетание систематического воздействия на экологическое сознание подростков с организацией их практической деятельности;
2) включение подростков в исследовательскую деятельность экологической направленности;
3) обеспечение этнопедагогизации процесса формирования экологической компетентности подростков;
4) осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе формирования экологической компетентности подростков;
5) взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования экологической компетентности подростков;
6) сотрудничество педагогических коллективов общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования в процессе формирования экологической компетентности подростков.
Проведённое исследование не могло охватить всех проблем в избранной области. Как мне представляется, требуют дальнейшего изучения следующие вопросы: необходимость подготовки учителей, способных к работе по формированию экологической компетентности учащихся, сотрудничество педагогических коллективов учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по изучаемой проблематике, обеспечение взаимодействия общего и особенного в процессе формирования экологической компетентности учащихся.