Работа по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»


«Город Клинцы Брянской области»
МБОУ – СОШ№7
Работа по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»
Выполнила: учитель
«Изобразительного искусства»
Огородник Е.С.

Оглавление
1. Введение 3
1.1.Обоснование актуальности темы 3
1.2. Цель работы, её задачи, предмет исследования, гипотеза, методы 4
2. Основная часть 5
2.1. Обзор литературы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности» 5
2.2. Творческие способности, творчество, творческая личность: специфика понятий 7
2.3. Условия развития художественно – творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе 8
3. Заключение
3.1. Мониторинг исследования художественно-творческих умений учащихся 7а класса
3.2. Рост мотивации к осознанному восприятию живописи
3.3. Исследования интересов учащихся 4-7 классов 27
28
28
29
4.Список литературы 30
5. Приложения
31
1. Введение
1.1 «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». (Из концепции художественного образования в Российской Федерации.)
Интерес к детскому изобразительному творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги. Обращаясь к этой проблеме, они искали ответы на вопросы: почему дети рисуют, в какие периоды детства происходят эти процессы, как понимать творчество ребенка, надо ли его учить, и если да, то чему и какими методами?
Во времена античности занятия искусством, творчеством особо почитались философами Древней Греции (Аристотель, Платон, Сократ, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела и считали важным начинать их с детства.
Общее творческое развитие ребенка оставалось главным предметом рассмотрения и в работах педагогов Ж-Ж. Руссо, Дж. Локка, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и т.д.
А.Коменский, И.Песталоцци придавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы плоскости.
Высказывание Л.С. Выготского о том, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот, стало еще более значимым. [5] Современный человек живет в мире, далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни; в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности стало приоритетной задачей современной школы.
1.2 Актуальность этой проблемы побудила выбрать тему методической работы.
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»
Цель исследования: выявить эффективность урока изобразительного искусства в формировании и развитии творческих способностей учащихся.
Объект исследования: учебный процесс урока изобразительного искусства в формировании и развитии творческих способностей учащихся.
Предмет исследования: формирование творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что для
формирования творческих способностей учащихся можно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебно-творческие задания. Использование данного активного метода обучения возможно при формировании у учащихся творческих способностей, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении к урокам изобразительного искусства. Применение данной методической системы позволит повысить уровень формирования творческих способностей учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры изобразительного творчества учащихся;
-  изучить традиционную и инновационную методику преподавания урока изобразительного искусства;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения для формирования творческого мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства;
-  определить педагогические условия, обеспечивающие формирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства в процессе обучения;
- проанализировать результаты диагностических исследований учащихся 4-7 классов по сформулированной проблеме.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, экспериментальные уроки, исследование, наблюдение, диагностика творческих способностей учащихся, обобщение.
2. Основная часть
2.1 Анализ психолого-педагогических и философских исследований художественного творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий. Наибольший интерес представляют научные труды, посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников, Ростовцева Н.Н., Кузина B.C., Шорохова Е.В., Лебедко В.К., Козлова В.И., Сманова И.С., Кемешева Д.А., Булатова С.С., Павловского А.Л. и других.
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понималось как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Анализируя творческую деятельность, ученые приходили к выводу, что творчество представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. В современной психологии нет общепризнанных теорий творчества. Основные споры ведутся психологами вокруг наличия и значения в творчестве компонентов бессознательного в мышлении (таких категорий творчества как интуиция, вдохновение, озарение и т.п.).
Комплексное понимание роли сознательного и бессознательного отражено в докладе А.Н.Леонтьева «Опыт экспериментального исследования мышления» на совещании по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.) Основные положения доклада получили развитие в исследовании и экспериментальном доказательстве в работах С.К.Тихомирова, П.Я.Пономарева, В.П.Зинченко и др.
В.С.Кузин определяет творчество следующим образом: «Творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение».
Широкий круг исследователей подразделяют творчество на две части: объективное и  субъективное. В первом случае оно связано с открытием, новизной конечного продукта, наличием социальной и практической значимости. Субъективное может не иметь таковых, но будет иметь значение для творческой личности. Учебная творческая деятельность чаще всего относится к субъективному творчеству, за исключением некоторых случаев, в частности, художественно-прикладной деятельности, продукт которой будет иметь новизну даже в случае копирования образца.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.
Е.Яковлева, доктор психологических наук, считает, что существует творческий потенциал – нереализованные возможности, которые есть у каждого человека, и основная задача учителя не в выявлении, отборе, развитии, а в создании условий для развития творческого потенциала у всех учащихся без исключения.
По мнению Б.М.Теплова, доктора психологических работ, способности существуют в постоянном развитии и «только благодаря постоянным  упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности».
2.2 . Творческие способности, творчество, творческая личность: специфика понятий
На сегодняшний день существует более ста определений творчества. Многими психологами и педагогами рассматривается творчество по - разному.
Психологический словарь дает такое определение: «Творчество (англ. creativity) - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность; творчество (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).» [15]
Под творческими способностями в педагогике понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б. М. Теплов). [18]
Проблемы способностей – их природа, происхождение, проявление, формирование и другое – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения.
Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования.
Структура творческой личности состоит из следующих компонентов:- творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;- индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;- творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.
Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.
Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия учителя на духовно-нравственную сферу личности учащегося. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер. В условиях общеобразовательной школы оно опирается на базовый компонент образования и реализуется при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на развитие творческих способностей школьников.
2.3. Условия развития художественно – творческих способностей в учебно - воспитательном процессе
Формированию творческих способностей учащихся способствует программа «Изобразительное искусство и художественный труд . 1-9 классы», разработанная под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, по которой я работаю с 1996 года. Реализовать программные требования мне помогают учебные комплекты, включающие, помимо учебника, рабочую тетрадь и методическое пособие. Учебники и рабочие тетради позволяют раскрыть творческий потенциал школьников за счет постановки проблемных вопросов, «погружения » детей в творческую мастерскую. Творческие проявления и интерес к предмету выявляются также в использовании интересных форм домашних заданий:
- поиск иллюстраций, стихотворений, музыкальных произведений, созвучных теме урока;
- создание книг по искусству;
- поиск информации о понравившихся художниках.
№ Класс Учебник, выходные данные Особенности учебника
1 4 Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник / под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010 По каждой теме предлагается система творческих заданий и вопросов, которые помогают постичь духовное содержание искусства, его образный язык.
2 5 Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека / под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2008 Учебник рассказывает о русском народном декоративно-прикладном искусстве, его современных формах, о роли декоративного искусства в жизни человека и общества.
По каждой теме дается система творческих заданий и обобщающих вопросов.
3 6 Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека / под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2008 Учебник знакомит с основными видами изобразительного искусства, их ролью в жизни человека. На основе изучения жанров натюрморта, портрета, пейзажа учащиеся познакомятся с основами образного языка изобразительного искусства. Эти знания послужат развитию художественных способностей и творческих навыков школьников. По каждой теме дается система творческих заданий и обобщающих вопросов.
4 7 Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Питерских А.С. Методическое пособие, 2012 г. создано под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского и рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Учебник знакомит с особенностями образно-выразительного языка конструктивных искусств - дизайна и архитектуры - в рамках предмета "Изобразительное искусство". Дается необходимый объем знаний, умений и навыков для художественно-творческой работы детей в материале. Каждая тема снабжена системой развивающих заданий разного уровня и обобщающих вопросов.
Деятельностное участие детей в уроках изобразительного искусства, реализацию творческого потенциала ребенка, воспитание интереса к художественной культуре обеспечиваю целесообразным использованием современных образовательных технологий:
- информационно- коммуникационных;
- проблемного обучения;
-деятельностной теории учения;
- технологии коллективных способов обучения;
- технологии исследовательской деятельности;
-технологии интегрированного урока;
- технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:- не как цель, а как еще одно средство обучения; как источник дополнительной информации по предмету;- как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности; - как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;- как возможность интегрированного обучения предмету.
Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения:- при объяснении нового материала;- при закреплении;- при повторении; - при контроле знаний, умений и навыков. На уроках искусства использую следующие программы: - информативные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Русский музей»,  «Современное российское искусство».
Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой.
-  обучающе-развивающие: «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «История искусств». Данные пособия научат читать тайные символы искусства, расшифровывать замысел художника и способы его воплощения, чувствовать и видеть произведения искусства. Получив порцию эксклюзивной информации, можно отправиться в виртуальный экзаменационный кабинет. Графический редактор позволит  на практике применить полученные знания. Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе: Урок с мультимедийной поддержкой. Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна,  чтобы приносить пользу людям,  привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с мультимедиа:
«Народный праздничный костюм» (5 класс) – элементы костюма.
«Искусство Гжели», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово»    (5 класс) – фото изделий, элементы росписи.
«Жанры изобразительного искусства» (6 класс) – портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие.
«Рисунок – основа  изобразительного творчества» (6 класс) – графические работы русских и зарубежных художников.
«Цвет в произведениях живописи» (6 класс) – живописные работы русских и зарубежных художников. (Приложение 1)
«Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века» (6 класс) – презентация «Портреты художников и их работы».
«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в мире»     (7 класс) – виртуальная экскурсия в музеи.
«Красота движений человека» (7 класс) – скульптура.
«Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» (7 класс) – бытовой жанр.
«Картины на темы истории» (7 класс) – исторический жанр.
Использование электронных образовательных ресурсов После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями, среди которых были диски и по искусству, я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. С учащимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Инфостудия Экон», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Например, на уроке изобразительного искусства в  6  классе по теме «Виды изобразительного искусства», в 7 классе по теме  «Поэзия повседневности», в 8 классе по теме «Архитектура и дизайн в жизни человека» использование компьютера позволяет мне сделать процесс обучения значительно эффективнее с помощью реализации принципа наглядности,  использования на уроке ЦОРов «Мировая художественная культура» библиотека электронных наглядных пособий», ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН». Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Используя возможности программы Power Point, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;
при изучении таких тем по изобразительному искусству, как «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Художники-иллюстраторы» и др.
Например, в 6 классе по теме « Изображение предметного мира» и в 7 классе по теме «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр» презентации «Натюрморт» и «Творчество В.М.Васнецова»  я использую для фронтальной работы с классом. Эти презентации можно использовать при  изучении разных тем (например, по программе Б.М. Неменского в 7-ом классе – «Исторический и мифологический жанры в искусстве», «Великие художники в истории искусства и их произведения»  и др.), адаптируя их для того или иного класса. В 6  классе по теме « Рисунок - основа изобразительного искусства» презентацию «Техника рисования карандашом» я использую для закрепления изученного материала. Эту презентацию можно использовать и на других уроках в 5 и 7 классах по темам «Учимся рисовать человека с натуры» в 7-м классе и «Геометрический орнамент» в 5-м классе.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
 Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ Сегодня представить современный урок без проектной деятельности учащихся просто невозможно.  При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Возможен вариант, когда мною класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев. Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей реализации до общей презентации продукта (результата) проекта. Например, 6-тиклассники после изучения темы «Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник» составляют групповой проект «Пейзаж в русской живописи». На организационно-подготовительном этапе важно ознакомить учащихся с основными задачами проектной работы, школьники распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с текстом,  другая – с иллюстрациями. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют и систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания и оформления. В 8 классе в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создание презентации по искусству. В нашей копилке имеются такие работы, как «Архитектура Древней Руси» «Иконопись древней Руси», «Архитектура Московского Кремля», «Творчество И.И.Шишкина», «Декоративно-прикладное искусство», «Творчество А. Рублева», «Картины Павла Корина», «Творчество И. Васнецова», «История анимэ», «Искусство Древней Греции», «Натюрморт», «Виды и жанры искусства», «Характерные черты архитектуры классицизма». (Приложение №2) Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, создают пространство для самовыражения, а также развивают мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
В 6 классе «Виды изобразительного искусства» (Приложение №3), в 7 классе по темам «История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве», «Крупнейшие музеи изобразительного искусства».
Интеграция – процесс сближения, связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязей между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.  На своих уроках я применяю интеграцию разных видов искусств: музыки, литературы и изобразительного искусства. И делаю это, в первую очередь, для того, чтобы пробудить у детей интерес к изобразительному искусству, желание работать творчески и повысить результаты художественной творческой  деятельности учащихся. То есть, практически на каждом уроке мною используются в тесной связи друг с другом музыка (классическая, современная инструментальная, русские народные, современные песни и др.) и художественное слово (поэзия, отрывки из прозаических произведений, загадки, сказки). Гармонично подобранные музыка и стихи позволяют дать хороший эмоциональный настрой на работу в начале урока. Они поддерживают у ребят интерес на протяжении всего занятия. И особенно удачным считаю использование записей музыкальных пьес во время практической творческой деятельности учащихся. Их слушание позволяет детям включить фантазию, создать в воображении необходимый образ для осуществления поставленных задач, а затем передать этот образ в живописи, графике или народной росписи.  На моих уроках звучит разная музыка. Выбор музыкальных пьес зависит от типа, формы, темы урока. Например, на уроках-путешествиях, уроках-играх по живописи, графике при работе над пейзажем чаще всего используются записи музыкальных пьес из сборника П.И.Чайковского «Времена года», музыка Вивальди, современная инструментальная музыка или музыка природы (голоса птиц, шум ветра, шорох листвы,  журчание воды).
На занятиях по декоративно-прикладному искусству чаще всего используется фольклорный материал: песенный и поэтический. На уроках-сказках – волшебная музыка М.П.Мусоргского. Например, в пятом классе, выполняя комбинированную работу «Зимний лес», в начале урока во время аналитической беседы включаю запись сюиты Мусоргского «Баба Яга». Под ее звучание читаю стихотворение Ю. Паркова «Овраг», в котором описывается волшебный таинственный лес. И поэзия, и музыка сразу уносят учащихся в мир сказки, помогают прочувствовать красоту зимнего леса и затем передать ее в работе. Формирование чувства Родины немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках, народном декоративно-прикладном искусстве. Чтобы знакомство с народными промыслами проходило эффективнее, организовываю экскурсии в центры народных промыслов, использую настоящие произведения декоративно-прикладного искусства и обязательно использую фольклорный материал (песенный и поэтический). Например, на уроке ДПИ на тему «Жостовская роспись», чтобы объяснение было более понятным и интересным, во время отработки способов составления цветов из мазков сопровождаю свои действия чтением четверостиший. Таким образом, интегрированные уроки искусства имеют определенные преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствуют рассмотрению предмета, явления искусства с двух сторон: теоретической и практической;
способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся в большей степени, чем обычные уроки;
обладая большой информативной емкостью, способствуют развитию творческого потенциала учащихся, включению в режим саморазвития.
В сотрудничестве с учителями школы мною были проведены интегрированные уроки по темам:
«Осенняя картина» (Приложение №4)
«Мороз и солнце, день чудесный» (Приложение №5)
«Архитектура и музыка эпохи барокко»
Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К.Селевко «проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон».
Ставя учебную проблему, выслушиваю все варианты ответов.
На данных уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя. Не только ребенок, но и взрослый не знает ответа на поставленный вопрос: «Как получить зеленую краску?». И учитель, и ученик ищут ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и учитель заранее не знает, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока и чем они закончатся.
Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последователь6ость, сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность. (Приложение № 6)
Мною были проведены уроки с использованием проблемного подхода по темам:
«Праздничные народные гуляния»
«Гжельское чудо»
«Изображение предметного мира - натюрморт».
Широкие возможности для развития творческих способностей содержат в себе уроки искусства: урок – путешествие, урок – спектакль, урок – викторина, урок деловой или ролевой игры, урок-репортаж из музея, с выставки, урок-панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей.
На уроке - путешествии учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во время урока - путешествия ребята выполняют зарисовки или наброски (в зависимости от времени, отведенного на данный урок, и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям. Примером такого урока может быть урок в 7 классе по теме «Мы - юные краеведы и этнографы».
Урок – панораму можно проводить после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметам декоративно-прикладного искусства или работам учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж в произведениях русских художников» в 5 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись».
На уроке – викторине учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знания художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Школьники отвечают на вопросы, подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков проведен в 5 классе как итоговый урок « Простые жанры изобразительного искусства», цель которого - стимулирование положительной мотивации в изучении изобразительного искусства. В ходе урока ребята с помощью различных вопросов с удовольствием разгадывают кроссворд.
 Урок - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходят уроки в 5 классе, посвящённые вопросам моды. Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежд для бумажных кукол.
Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи. Здесь можно использовать СD –диски «Шедевры русской живописи».
 На уроках- конкурсах ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок, хорошо продуманный, четко организованный, рассчитанный по минутам, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.
Урок изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.
Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:
Активизацию накопленного жизненного и культурного опыта.
Освоение способов построения художественной формы.
Материал первого рода – это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно, нестандартных).
Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача – замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел – задача и образ складываются в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.
Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдачи работе. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.
Этапы организации урока:
Организационный момент и введение в урок
Совместное целеполагание
Проблемный вопрос
Эвристическая беседа, создание игрового контекста
Планирование творческой деятельности
Реализация творческой деятельности
Анализ достигнутых результатов
Планирование коррекции собственной деятельности на последующих уроках
Защита своей творческой работы
Рефлексия.
Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, их творческие способности, побуждает меня искать приемы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, мы работаем в технике «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия». В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.
Для успешного решения задач на уроке творческая деятельность организуется по правилам:
диалог в сотворчестве;
свобода выбора, действий;
равенство всех участников;
«благоустройство» пространства;
право на ошибку.
Все занятия построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка.
Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства использую следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Чаще всего я использую метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
На каждом уроке сначала обучаю всех, а затем работаю индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме “консультант”.
Творческие мастерские
Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Формированию творческой личности учащихся способствует и внеурочная деятельность, организованная на основе принципов преемственности, планомерности, последовательности, системности.
Развивая художественно-эстетические способности, во внеурочной деятельности практикую такие виды и формы работы:
занятия кружка «Вдохновение» (2-10 класс) способствует положительной динамике развития художественных способностей детей (Приложение 7);
кружок «Волшебная палитра» позволяет развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу художественно одаренных детей средствами изобразительного искусства;
«Волшебство детских рук» (2 классы) (Приложение № 8);
«Затейники» (1 классы) (Приложение № 9);
выполнение исследовательских проектов, культурологических по своему содержанию и интегрированных по типу;
вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность способствует:
- развитию их исследовательских умений;
- усилению творческой активности;
- формированию конструктивного критического мышления;
- приобретению собственного опыта интеллектуальной деятельности.
участие в конкурсе школьных газет и рисунков на темы:
«В мире прекрасного»
«Мой любимый город»
« Спорт против наркотиков»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Любимым учителям посвящается…»
«Осень красками щедра»
«Будь внимательным, пешеход»
«Рисунки на противопожарную тему»
«Милая мама»
«Бабушка + дедушка»
«С праздником 8 марта»
«Защитникам отечества, посвящается»
«9 Мая- День победы»
«Мы не ляжем рано спать, идем все голосовать»
«Детство – это я и ты!»
проведение мероприятий познавательного и творческого характера:
- создание спектаклей декораций для детских спектаклей «Петух и лиса»
«Мышонок и карандаш»
«Лиса и заяц»
«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Колобок»
художественно-литературные гостиные
«В музейных залах, тишина»
«История одного шедевра»
«Мы расскажем вам стихи»
«Путешествие по сказкам»
художественные конкурсы
«Мир моих увлечений»
«В мире фантазии» (Приложение №10)
«Мое вдохновение»
викторина по правилам пожарной безопасности
«Нет дыма без огня»
тематические праздники
«День матери» (Приложение№11)
«Волшебное перо Жар-птицы»
«День Победы» (Приложение № 12)
проведение предметной недели ИЗО
Подготовка к предметной неделе ИЗО ведется планомерно с начала учебного года. Для проведения создается организационная группа: ведущие конкурсов, концертов, помощники ведущего, фотографы, редколлегия.
К работе привлекаются старшеклассники, родители.
Итогами недели являлся тематический школьный вечер:
2002-2013 «Картина в моей жизни»
2013-2014 «История одного шедевра»
2014-2015 «Я - маленький художник»
О результативности внеурочной деятельности по предмету свидетельствует:
Повышение активности школьников
Количество учащихся, участвующих во внеурочной деятельности, увеличивается
1-4кл. 5-9кл. 10-11кл.
2012-2013 12 7 5
2013-2014 33 11 6
2014-2015 42 17 7

Увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью (Приложение №13)
Количество учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, рост количества детей, посещающих художественную школу и студии изобразительной деятельности.
2013- 85 учеников – 12%
2014- 115 учеников – 16%
2015- 140 учеников – 21%

Некоторые ученики продолжают обучение в средних специальных и высших художественных учебных заведениях, связав свою профессию с изобразительной деятельностью.
1 Бруй Любовь Брянский художественный колледж
2 Соловцова Ольга ОГТУ, дизайнер
3 Киреенко Александр Санкт Петербургский архитектурно-строительный университет
4 Соловцова Екатерина ОГТУ, дизайнер
5 Евтихиева Яна Брянский художественный колледж
6 Мельников Дмитрий Брянский художественный колледж
7 Руденок Карина МГУ ДТ, дизайнер
Кабинет изобразительного искусства стал культурным центром школы, где формируются и раскрываются творческие способности учащихся.
Увлекательные занятия помогают достигать положительных результатов в конкурсах различного уровня:
Учебный год Конкурсы Результаты
2010-2011 Всероссийский конкурс детских рисунков «Кто придумал человека?», посвященный 200- летию со дня рождения известного натуралиста и путешественника Чарльза Дарвина Фиц Александр награжден дипломом, занял 3 место по Брянской области
Конкурс рисунка «Моя мечта», организованный ОАО «Сбербанк России» Победитель - Чуйко Мария
2011-2012 Конкурс рисунков «Заповедный мир природы» в рамках областного слета юных исследователей природы Данилова Мария-лауреат, награждена дипломом;
победитель - Медведева Кристина;
3 место – Кровко Ярослав;
2 место - Ковтунова Рита
Конкурс детского творчества по противопожарной тематике по линии
Брянского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское пожарное общество»,
Главного управления МЧС России по Брянской области,
департамента общего и профессионального образования Брянской области Медведева Кристина награждена дипломом 3 степени
Городской конкурс поделок «Самая оригинальная ёлка»
Награждены дипломами (3 место) Смирнова Карина, Корпачева Елизавета
Конкурс рисунка «Моя мечта», организованный ОАО «Сбербанк России» Победители - Цыганкова Валерия, Цыганкова Анастасия
2012-2013 9 Всероссийский конкурс детского творчества по противопожарной тематике (1 этап, городской) Огородник Елизавета награждена грамотой за активное участие, Иванченко Кристина -
дипломом 1 степени
Областной молодежный фестиваль
«Свой взгляд»- рисунок граффити Награждены дипломами
Толочко Виктория, Сивограк Светлана, Медведева Кристина, Ковтунова Рита, Зиновьева Анастасия
Всероссийский детский конкурс прикладного и изобразительного искусства «Корней Чуковский» Николаенко Анастасия заняла 2 место по Российской Федерации ;Данилова Мария - 3 место по Центральному федеральному округу; Огородник Лиза, Медведева Кристина - 3 место по Брянской области
Всероссийский детский конкурс прикладного и изобразительного искусства «Торжество Российского флота», посвященный 210-летию со дня рождения П.С. Нахимова
Городской этап 9 Всероссийского конкурса детского творчества по противопожарной тематике
Всероссийский конкурс детского рисунка и прикладного творчества «Космические путешествия»
Областной молодежный фестиваль «Свой взгляд» - рисунок граффити Николаенко Анастасия -
1место по Российской Федерации; Савостьянова Диана – 2 место по Центральному федеральному округу;
Федоров Никита - 2 место по Брянской области
Огородник Елизавета – призер
Иванченко Кристина – победитель
Николаенко Анастасия -2 место по Брянской области
Огородник Елизавета –3 место по Брянской области
Толочко Виктория, Сивограк Свелана, Яковченко Юлия, Шевцов Владимир – лауреаты 2 степени
Первые Дельфийские игры в номинации «Сохранение народных художественных промыслов» Овсеенко Светлана – 3 место
2013-2014 Городской конкурс рисунков, посвященный Дню семьи
Городской конкурс детского творчества на противопожарную тематику
Областной фестиваль «Звезда Чернобыля» Огородник Елизавета – 3 место
Медведева Кристина – диплом 1 степени, Ковтунова Маргарита – диплом 2 степени, Коваленко Мария диплом3 степени
Шандро Дарья – лауреат,
Огородник Елизавета – лауреат
2014-2015 Всероссийский детско – юношеский конкурс рисунка и декоративно – прикладного творчества «Моя Родина - 2014» Огородник Елизавета- 1 место по РФ, Середа Вероника – 3 место по Брянской области, Корпачева Елизавета – 1 место по г. Клинцы, Шандро Дарья – 1 место по Брянской области, Николаенко Анастасия 1 место по г. Клинцы
3. Заключение
Приобретенные на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время знания, умения и навыки становятся основой духовности ребенка, его личностным достоянием, способствующим духовному росту, самоутверждению, творческому самовыражению. Целенаправленная работа по формированию творческих способностей учащихся позволила получить следующие результаты: сформированы художественно-творческие умения учащихся.
3.1. Мониторинг исследования художественно-творческих умений учащихся 7а класса
№ Умения и навыки 2012-2013 2013-2014 2014-2015
1 Умение характеризовать движение линий под музыку 19 21 23
2 Умение композиционно правильно выстраивать рисунок на листе 16 19 21
3 Уметь владеть материалами живописи и графики 18 20 23
4 Уметь изображать пропорционально фигуру человека в движении 17 19 20

3.2. Рост мотивации к осознанному восприятию живописи
Эмоционально-ценностное отношение к живописи
№ 2012-2013
5а 2013-2014
6а 2014-2015

1. Ситуативный интерес 12 13 15
2. Выполнение целостного анализа произведения живописи по необходимости 16 17 19
3. Интерес к выполнению целостного анализа произведения живописи 17 21 24
4. Повышенный познавательный интерес к произведениям живописи 18 22 26

3.3. Изменение художественных предпочтений, ориентированных на лучшие образцы мировой художественной культуры, способствующих развитию творческих способностей учащихся
Диаграмма исследования интересов учащихся 4-7 классов (91 человек)

Изобразительное искусство – действенное средство воспитания активной личности с богатым духовным миром. Оно учит детей творчески воспринимать все многообразие жизни, дает возможность передать им огромный нравственный и эстетический опыт, накопленный человечеством. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность к анализу и синтезу, сравнению, обобщению. Художественные знания, полученные учащимися, умение эмоционально воспринимать произведения художников, приобретенные навыки собственной творческой деятельности – мощные средства развития их творческих способностей.
Список литературы1.Акимов Г.А. Стань креативным: практическое пособие по развитию творческих способностей./Г.А. Акимов. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2004. 2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей./Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. 4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. 5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991
6. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
7. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993
8. Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М./ - Вопросы психологии, 1966.
9. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
10.Лыкова И.А. Большая книга детского творчества./И.А. Лыкова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.
11.Мосин И.Г. Рисование./И.Г. Мосин. - Ек.: ТОО «У – Фактория», 1996.
12.Мотков О.И. Психология самопознания личности./О. И. Мотков. - М.: Треугольник, 2004.
13.Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2006.
14.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./Немов Р.С. - М.: Просвещение, 1994. 15. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
16.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии./Рубинштейн С.Л. - М.: Педагогика, 1973. 17.Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности./Степанов Е.Н. - Издательство Сфера ТЦ: 2003. 18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985. Ч (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). 19. Шматова О.Г. Самоучитель по рисованию./О.Г. Шматова. - М.: Эксмо, 2006. 20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1996.